Несчастный случай

Водная стихия многообразна и изменчива. Лишь после долгих лет общения с ней приходит жизненный опыт, знание, умение и уверенность в своих силах. Но иногда это перерастает в излишнюю самоуверенность и глупое пренебрежение элементарными правилами техники безопасности поведения на воде.

Вот уж более шести десятков лет я хожу на яхтах, катерах, а также лодках, байдарках и прочих мелких суденышках по разной воде. Ходил по Балтике, Ладоге и Онеге, по Вуоксе, Балхашу и по Аралу (когда тот был еще жив). Осуществил множество водных спортивных походов по бурным рекам (сейчас это называется водным экстримом или рафтингом) разных регионов — Карелии и Кольского, Урала и Средней Азии. На многих соревнованиях по технике водного туризма я был спасателем — и вытащил своими руками не одну сотню потерпевших аварию в бешеных волнах с пенными гребнями, несущихся среди больших камней. Это все я перечислил для того, чтобы читатели поверили, что я действительно хорошо знаю, о чем пишу.

Несчастный случайК сожалению, не всех, попавших в беду на воде, удавалось вытащить живыми. Иногда гибли и мои близкие друзья, опытные водники. И всякий раз, когда на воде погибает человек, расследованием этого события занимается милиция. Их почему-то больше всего интересует вопрос: «А не было ли здесь криминала — то есть умышленного убийства?» Если криминала нет, милиция спокойно пишет обычное штампованное заключение о причинах смерти: «Несчастный случай». Бумажку в сумку, родственникам — копию. И можно хоронить.

Вот против этих страшных и равнодушных слов «несчастный случай» я категорически возражаю. Эти слова из милицейских документов страшны не только для того, кто уже погиб, и для его семьи. Эти слова скрывают истинную причину гибели человека. Впоследствии эти слова убьют (то есть утопят) еще много человек. Вот тут действительно присутствует не просто равнодушие, а серьезный криминал, но уже со стороны милиции и следственных органов.

Постараюсь доказать это на конкретном примере, произошедшем в прошлом году. ...Старый поселок на берегу одного из наших северных морей. Население поселка — потомственные рыбаки. Морским промыслом жили их деды и прадеды несколько сот лет. В нескольких километрах от поселка, примерно в километре от коренного берега и в двух друг от друга, есть два острова. Весна. На пролете гуси, утки и прочая птица. Весенняя рыбалка.

Приехало несколько столичных гостей — мужики взрослые и опытные, На весенний морской промысел ездят в отпуск третий десяток лет. Но гости — люди сухопутные и на море во всем слушаются опытных местных жителей. Решили пойти вдоль берега на дальний остров и там поставить лагерь. Семь человек пошли на двух карбасах с моторами. Настоящий карбас-это вам не какая-нибудь пластиковая «Пелла». Понадеявшись на собственный опыт и надежность карбасов, охотники поленились или просто пренебрегли возможностью взять спасательные жилеты или круги. Вообще-то северные рыбаки сотни лет ходили на своих карбасах и дорах без спасательных жилетов, поскольку раньше их просто не было, а лодки деревянные, не тонут, за них можно держаться в случае аварии. Моторов раньше тоже не было, а мотор очень сильно влияет на остойчивость и мореходность карбаса, особенно если у мотора длинная «нога» и винт расположен ниже килевой линии. Я помню, как на озере Балхаш главный инспектор по безопасности на воде рассказывал мне, как часто случаются перевороты узких и длинных лодок из-за резкого поворота мотора с винтом на «длинной» ноге: работающий мотор как бы затягивает нижнюю часть лодки под волну. А если в этот же момент высокая волна бьет в борт, то создается пара сил — и переворот неминуем.

Охотники прожили на острове дней пять. Но когда всем очень захотелось в тепло, то подул сильный штормовой ветер с моря. Поскольку лагерь стоял на подветренном берегу, то ветер казался не очень сильным.

Вообще-то, карбас — судно весьма мореходное и может ходить по морю даже в очень сильный ветер, если им правильно управлять. Поскольку переход предстоял небольшой, то в первый карбас погрузили много рюкзаков и прочего снаряжения. И на короткий переход грузили, конечно, как попало — без тщательной укладки. Места среди вещей оставили только для двух человек — и карбас отчалил.

На второй карбас погрузили остатки снаряжения, в него на нос сели четыре человека, а пятый был на руле. Пока грузились, первый карбас отошел уже больше чем на километр и вошел в тихую воду за следующим островом.

Как только вышли из-за острова на свободную воду, со стороны открытого моря пришел шквал. В левую скулу стали бить сильные волны, их пенные гребни заваливались ветром в карбас. Был сильный дифферент на корму — и вода собиралась у ног рулевого. Он наклонялся и, одной рукой держась за руль, другой вычерпывал воду. Переворот произошел резко и неожиданно.

С ушедшего больше чем на километр вперед карбаса увидели аварию и стали резко разворачиваться. На повороте мотор захлебнулся и заглох. Завести мотор вновь удалось только минут через десять. На полном ходу во время шквала первый карбас тоже почти залило волнами.

С перевернутого карбаса удалось взять на борт только двух человек — больше не поместилось. Выкинуть за борт вещи просто не догадались — от растерянности и неопытности. Оставшимся на перевернутом карбасе трем людям велели ждать второго рейса — и пошли к ближайшему берегу. Один из потерпевших был совсем без сознания. Выгрузили людей и вещи, отлили воду и пошли обратно в море. Когда подошли к перевернутому карбасу, то на нем оставался только один человек, державшийся за мотор. Двое других утонули. Они не смогли держаться за деревянную лодку, поскольку потеряли сознание от переохлаждения. Есть точные, научно проверенные данные о том, сколько минут человек может сохранять сознание в холодной воде. Чем холоднее вода, тем меньше времени человек может оставаться в сознании. А весенняя вода северных морей имеет температуру 2-3 градуса.

Между тем все инструкции по технике безопасности на воде жестко требуют, чтобы количество спасательных средств соответствовало количеству людей на судне. Сейчас есть в продаже очень удобные спасательные жилеты, которые можно носить как куртку и в них работать. Есть специальное утепляющее белье, в котором можно долго находиться в холодной воде. Такое белье уже часто приобретают рыбаки подледного лова. Жизнь дороже жадности.

И, конечно, если на море во время шторма идут две лодки, то они должны подстраховывать друг друга и плыть на расстоянии не видимости, а слышимости.

...Ну а родственники погибших получили от милиции официальное заключение о причине смерти — «несчастный случай».

И. Ильин

"Спортивное рыболовство № 9 - 2009г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"