Проблемы безопасности и ориентирования на воде

Проблемы безопасности и ориентирования на воде

Проблемы безопасности и ориентирования на воде

Помните, у классика русской литературы господина Крылова: уж сколько раз твердили миру… Так и у нас, в рыболовной литературе — все пишут, твердят "уж сколько раз" про опасность лодочных рыбалок, а все попусту. Местами фразы из этих статей уже настолько приелись, что начинают напоминать прямо-таки старческое ворчание — спасжилеты обязательны, проверьте непотопляемость лодки, в темноте плавать на "маломерах" нельзя… Но то ли некоторые рыболовы не читают эти статьи, то ли считают, что это к ним не относится. Они часто рассуждают по примитивной схеме: "Ведь у меня такой огромный мореманский опыт я столько лет на Большой воде рыбачу, что это может произойти с кем угодно, но не со мной".

безопасность и ориентирование на водеИ вот — новое дело, практически ЧП, чуть не закончившееся нехорошо. И можно было разборок этого случая и не делать вовсе, чтобы не занимать ценное место в журнале, но, как показывает опыт жизни в нашей любимой России, именно чтение таких вот историй положительным образом действует на нашего человека. Ему интересно, чем же закончится очередная история и как очередной главный герой сюжета сможет выкрутиться.

Был такой случай

Место действия — Чебоксарское водохранилище. Подходила к концу первая неделя ноября. По утрам уже крепко морозило, вот-вот встанут мелководные заливы. Огромная армия блеснильщиков-мормышечников приготовила уже все свое богатое вооружение для штурма первого льда, заняла стартовые позиции и только ждала команды к началу ледовой экспансии, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу.

Но у лодочных джиговиков были свои планы в эту холодную пору. Они совершенно не хотели окончания сезона открытой воды. Ведь у них — главный рыбацкий праздник, самая лучшая пора в году — осенний жор крупного хищника накануне ледостава. Именно в этот период ловится самая трофейная рыба, и сообщения о поимке новых больших судаков и щук приходили на берег Чебоксарского водохранилища каждый вечер с прибытием новой команды спиннингистов. Но бывает трудно нащупать рыбу даже опытному, хорошо знающему водоем рыболову. Хищник ведет себя непредсказуемо, его поведение часто не привязано ни к эшелону более теплой воды на глубине, ни к наличию кормовой рыбы на участке. Видимо, рыб посещают какие-то хитрые предзимние мысли. И по времени клева определиться зачастую нельзя: то пик приходится на ранние или вечерние часы, прямо как летом, то в течение дня происходят резкие вспышки активности хищника.

Вот тогда, например, именно под вечер и расклевалось. Сначала попался судак на 3 кг, через 20 минут — на 3,5. По всему было видно — начался вечерний выход клыкастого. Уже начало сильно темнеть, а до базы по Волге идти минимум 15 км. С одной стороны, в такие минуты мозг человека ("человека разумного") предупреждает: "Спасайся, поднимай якорь, быстрее езжай на берег, на базу, пока совсем не стемнело". А с другой стороны, в вас живет спиннингист, который подначивает: "Останься еще на полчаса, возможна поимка трофея — поднимешь свою рекордную планку еще на 500 г". Мой друг, рыбачивший в одиночестве, подчинился голосу "неразумного спиннингиста", тем более что акваторию эту он, как ему думалось, изучил за 5 лет уже достаточно… Видно, Карл Линней не успел тщательно изучить человека, как биологический вид, иначе "разумным" его бы никогда не назвал. Дальше произошло следующее.

Мгновенно, как будто упал, Чебоксарское водохранилище накрыл густой туман. Мой приятель все же понял, что рыбалку пора заканчивать. Славик поднял якорь, снял штангу эхолота, чтобы не было лишнего сопротивления воды, выключил и убрал прибор, завел 15-сильный движок и пошел, как ему казалось, в сторону базы. Через некоторое очень непродолжительное время дейдвуд на скорости врезался в глинистое мелководье. Мотор засосал изрядно глины и при этом заглох.

Поняв, что ошибся с направлением, Славик отгреб одним веслом (в лодке, как только сейчас выяснилось, оказалось именно одно весло) на более глубокий участок водоема и попытался запустить мотор. Мотор нехотя завелся, но вода, охлаждающая двигатель, не лилась. Слава опять заглушил его, затем завел еще раз. Вода снова не лилась. В таком режиме мотор работать не может — быстро перегреется и заклинит.

Славик позвонил на базу. Егерь справедливо заметил, что они, конечно, поедут за ним, но в таком тумане нужны хотя бы примерные координаты. Своих координат Славик не знал. Егерь предложил ему самый безопасный вариант — подойти к ближайшему берегу или острову, развести костер и дождаться рассвета. Но надо учесть, что часы в этот момент показывали 17.00, а светает в 7.00. Перспектива провести 14 часов при минус 7 — 10°С в ночное время — "очень радужная". Но, скорее всего, в таких случаях — это наиболее правильное и единственно безопасное решение. Ладно бы — просто ночь, и хотя бы огни деревень были видны, а то еще туман, да и очень холодно…

Ну, костер, так костер. Но, порывшись в карманах, мой друг не обнаружил ни одного поджигательного приспособления — не было ни спичек, ни зажигалки. Бензина много, почти полный бак, а поджечь нечем. Шансы быстрого спасения исчезли еще до этого, а теперь исчезли и варианты дальнейшего теплого времяпровождения. Один — на воде, ночью, в тумане, почти зимой. Не оставалось ничего иного, как взять единственное весло и грести им, как индеец, до того места, где можно на базу достаточно точно сообщить свои координаты.

Мозг лихорадочно заработал. Паники не было. Мой друг начал спокойно рассуждать: "Вот у меня за спиной гряда островов у "чужого" берега. Они расположены примерно в одну линию, вдоль русла Волги. Значит — основное направление моего движения должно быть туда".

Полтора часа мой друг интенсивно работал веслом, продвигая в ночном тумане тяжелый "Крым". Остановившись передохнуть, он вдруг ясно услышал едущие автомобили. Явно — дорога, но… на дальнем берегу. Только на том берегу так близко к воде подходит дорога. Но, учитывая ширину водохранилища в несколько километров, можно представить, что это означает. Зато теперь было понятно примерное местонахождение, и куда надо грести. Позвонив на базу, Славик сообщил, где он предположительно находится. Помощь выехала, оставалось ждать. Мой друг приготовил налобный фонарик, чтобы подсвечивать спасателям. К его удивлению, фонарик мгновенно "сел".

Большое счастье, что спасатели смогли отыскать в таком тумане и ночью терпящего бедствие рыболова. Громкие крики-вопли, часто свойственные "человеку разумному", сделали свое дело — и все закончилось хэппи-эндом. А если бы нет? Разберем все случившиеся ошибки по частям.

Конечно, хочется вроде бы сразу сказать, что не надо было выключать эхолот. Шел бы себе по нему по фарватеру и шел. Но, во-первых, эхолот не может служить средством навигации, и это написано в любой инструкции к эхолоту. Информация отображается на экране не мгновенно — и есть большой риск врезаться в мелководье. Во-вторых, где гарантия, что русло не расширится и не раздвоится — и не приведет совсем в другую сторону от курса, например, в одну из стариц Волги.

Нужен навигатор или компас

Конечно, на таких рыбалках нужен навигатор. Он позволяет знать координаты собственного местонахождения. Он позволяет не искать знакомые "рабочие точки" по принципу "примерно здесь", а вставать на них быстро и уверенно. Он позволяет идти точно по краю русла, по правильному и короткому пути, а не петлять в поисках глубины, постоянно сверяясь с эхолотом. Он позволяет быстро найти обратную дорогу.

Но чтоб эти все "позволяет" сложились, надо для начала купить этот прибор. А когда нет навигатора, можно воспользоваться хотя бы компасом, чтобы в условиях плохой видимости плыть в нужном направлении. И самое удивительное, что у нашего рыболова был с собой компас! У рыболова Славика на руке были специальные часы с компасом. Но умел ли правильно пользоваться столь "сложным" прибором мой приятель — я не знаю до сих пор. Поэтому вкратце напоминаю и ему, и остальным читателям, как надо правильно ориентироваться.

При отплытии с базы надо посмотреть на стрелку компаса. Затем определить примерное направление вашего движения за рыбой. Угол между "севером" стрелки компаса и направлением движения называется азимутом. Например, вам плыть в западном направлении, и азимут движения примерно равен 270° (угол отсчитывается по часовой стрелке). Значит, пройдя даже значительное расстояние по воде примерно в одном и том же направлении, азимут возвращения на базу составит 90°. Для проверки стоит знать, что сумма азимутов "туда" и "обратно" всегда составляет полный оборот стрелки, т.е. 360°.

Нужна карта местности

Но это все выглядит красиво и просто при прямолинейном движении. Если водоем делает повороты — надо это учитывать. Поэтому нужно иметь в лодке еще одну полезную вещь, которую мало кто с собой берет на рыбалку на больших водоемах. Называется эта вещь картой местности. Карта необходима во многих случаях. Например, вы можете позвонить приятелю с воды и спросить, где вчера он ловил судака на Оке. Приятель вам ответит, что под деревней Поречье, у правого берега, напротив водокачки. Вы достаете карту, находите Поречье — и начинаете продвигаться в этом направлении. Без карты отличить на берегу реки деревню Морозиху от деревни Поречье невозможно, если нет названий на причалах.

Карта необходима и в случае чрезвычайных происшествий — потери герметичности корпуса лодки, выхода из строя мотора, когда закончился бензин и т.д. Карта вам ясно покажет, где к воде ближе всего подходит автомобильная трасса, какая деревня доступнее, в каком направлении она находится и т.д.

Карта точнее, правдивее, чем картинка на мониторе навигатора. Навигатор, например, не всегда точно и подробно указывает характер местности. Я в этом уже мог неоднократно убедиться. Кликаете курсором вперед по вашему курсу, он пишет — "лес". Смотрите в это же место на качественной крупномасштабной карте и вдруг видите, что там показано — "болото". Приходишь на место — и правда — болото.

Навигатор часто ошибается с выбором берега реки. Едешь по одному берегу, а стрелочка курсора упрямо рисует твое движение по другому берегу. Это хорошо, когда посветлу и видно направление течения реки и другие ориентиры. А если ночью? Карта, даже примитивная, так ошибаться не может. Вы же сами "двигаетесь" по ней, ставя карандашом точки привязки. Прошли поворот реки — на карте видна характерная ее петля — поставили в этом месте точку. Пришли к перекату, где справа — крутой высокий берег (на карте он виден по изолиниям, сбившимся в плотный жгут) — еще точку.

список необходимых вещейЕсли при отплытии с базы вы не взяли азимут, а карты нет, можно представить себе, хотя бы мысленно, карту этой местности. Верхняя часть карты — всегда северная. Нижняя часть карты соответственно, южная. Вспоминая карту и используя компас, вы примерно сможете определиться с направлением возвращения на базу.

Необходимые вещи

Приведем список необходимых вещей и приборов, связанных с проблемами безопасности и ориентирования на воде:

  • навигатор (хотя бы самый дешевый, пусть с черно-белым экраном);

  • компас (желательно взять с собой даже при наличии навигатора — в качестве дублера, ведь у навигатора могут, например, "сесть" батарейки);

  • карта местности или нарисованная от руки, правильно сориентированная схема (кроки) с характерными привязками;

  • заряженный телефон с наличием на своем счету достаточной суммы;

  • спички, желательно специальные охотничьи, запаянные в полиэтиленовом пакетике;

  • мощный фонарь с комплектом запасных батареек (аккумуляторный с галогеновой лампочкой не годится по причине быстрой разрядки);

  • налобный фонарь с комплектом запасных батареек.

На случай экстремальной вынужденной ночевки на берегу водоема желательно иметь элементарный комплект: пенополиуретановый коврик, запасной комплект теплой одежды в термоупаковке, кусок толстого полиэтилена (можно укрыться от дождя, снега и ветра). Потом — маленькая фляга со спиртом (неприкасаемый запас), универсальный нож (мульти инструмент) от хорошего производителя, где в наборе есть мини-пила, способная спилить жерди для тента, и, как ни странно звучит, соль в герметичном пакетике. В случае необходимости вы приготовите рыбу на костре, прямо на палочке. А соленая рыба — всегда вкуснее.

Перечисленных вещей вполне достаточно, смею вас уверить. И места много такой комплект не займет. Коврик, например, можно постелить на дно лодки под ноги. Кроме того, во время экстремальных рыбалок осенью, когда туманы на водоеме почти постоянны, желательно брать с собой в лодку ракетницу. Ракету в небе видно на многие километры — вас легко найдут спасатели.

Безопасной вам рыбалки!

В. Герасимов

"Спортивное рыболовство № 4 — 2008г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*