Устройство для фиксации датчика эхолота

Устройство для фиксации датчика эхолота

Устройство для фиксации датчика эхолота

Собственной лодки с мотором у меня нет, так что "париться", как теперь говорят, по поводу вариантов крепления датчика эхолота — причин вроде бы и не имеется. Но врожденное "детское" любопытство, присущее подавляющему большинству рыболовов, а также надоевшая необходимость систематически выслушивать витиеватые эпитеты коллег по поводу очередного утопленного комплекта "болт-гайка" обязали задуматься. Очевидно, нет смысла ни описывать, ни оценивать уже имеющиеся конструкции крепления датчиков — это другая тема. Я предпочел бы просто поделиться своими соображениями по этому достаточно актуальному для лодочников вопросу.

фото 1

Мечтать — не вредно, вредно — не мечтать! Поэтому, будь у меня своя лодка, какие требования я бы изложил в техзадании на разработку приспособы для крепления датчика?

Пожалуй, в следующей последовательности по приоритету: компактность, надежность, быстрота установки, универсальность, устойчивость к коррозии.

фото 2

Самый первый образец (фото 1) я собрал за час-полтора из того, что было на верстаке (и под ним), предполагая на этом этапе проверить лишь сам принцип. В дело пошли шпилька от блока головки автомобильного цилиндра, кронштейн от парашютной стропы, пружина от спортивного эспандера, лыжная палка и кое-что еще. Ну вроде как в одном американском фильме о космонавтах, когда на орбите им пришлось для спасения собственных жизней собирать из подручных средств дыхательные аппараты, руководствуясь лишь рекомендациями из центра управления полетами. Это я к тому, что никаких спецматериалов для приспособы не требуется — достаточно лишь внимательно присмотреться к тому, что у вас имеется под руками. Далее я стал делать более продуманные конструкции.

фото 3

Вариант № 1 (фото 2). К струбцине (1) приварена штанга (2), имеющая резьбу М8-М10 почти по всей длине, на которой размещается гайка-крючок (3). Стойка (4) изготовлена из дюралевой трубки, в верхней части которой имеется ограничитель (5), предотвращающий соскальзывание пружины (6), расположенной на стойке.

фото 4.5

Ввиду отсутствия аппарата для сварки в аргоне, применяемой для алюминия, крепление ограничителя произведено винтами в отверстия стойки с нарезанной резьбой. А в самом ограничителе, представляющем собой колечко из трубки чуть большего диаметра, я просто просверлил отверстия. Ограничитель можно создать непосредственно на самой стойке, развальцевав кромку трубки, но в данном конкретном случае материал был недостаточно пластичен, потому от этого способа пришлось отказаться. Но если стойка — медная или латунная, то я остановился бы на нем. Длина стойки и, соответственно, штанги, по моему разумению, должны быть где-то в пределах 250 — 300 мм, т.е. в рабочем положении их общая длина будет около полуметра, что вполне достаточно, чтобы установить приспособу на большинство лодок имеющихся типов.

фото 6

Хомут (7) изготовлен из латунной тонкостенной трубки, внутренний диаметр которой чуть больше наружного диаметра стойки. В заготовке длиной 35 — 40 мм с торца я прорезал паз шириной 5 — 6 мм в ползаготовки, затем аккуратно рас- плющил и согнул полученные "ушки", придав им V-образную форму. Далее просверлил в них отверстия и соединил посредством заклепок (или болтиков МЗ, расклепав их торцы) со скобой (8), изготовленной из проволоки диаметром 5-6 мм. При формировании "ушек" следует предварительно нижнюю часть паза обработать круглым напильником, что позволит избежать трещин при гибке (они — так называемый "концентратор напряжений"). Скоба имеет П-образную форму с желательным расширением в верхней части, что способствует более удобному и надежному захвату пальцами при установке приспособы на гайку-крючок. Гайка-крючок (3) состоит из конусообразной втулки с внутренней резьбой М8-М10, с широкой стороны которой приварена пластинка толщиной 1,5 — 2 мм Z-образной формы.

фото 7

В нижней части стойки необходимо просверлить отверстия под крепежный болт (9) для фиксации датчика, предпочтительнее с гайкой-барашком, что значительно облегчит процедуру его установки. Необходимо только обратить внимание на ориентацию болта относительно струбцины, обеспечивая правильное положение датчика.

В рабочее положение приспособа приводится следующей последовательностью операций: штанга вставляется в стойку с последующим накидыванием скобы хомута на крючок-гайку (фото З, 4).

фото 8

Собранная конструкция предварительно устанавливается на транец лодки с целью определения рабочей длины стойки со штангой. При необходимости штангу со струбциной ввинчивают или вывинчивают для достижения нужного общего размера, обеспечивающего выступание датчика ниже дна лодки на 2-3 см. Далее струбцина окончательно ставится на место, при этом хомут накинут на крючок-гайку, которая не имеет возможности вращаться за счет ее выступающей задней части, упирающейся в транец.

фото 9

Поначалу были сомнения в плотной посадке стойки на штанге, для чего на торцах крючка-гайки и стойки сделал насечки, но мощности пружины оказалось достаточно — самопроворачивания стойки с установленным на ней датчиком не отмечено.

Описанный выше вариант я рассматриваю как универсальный, т.е. он может быть использован для любой лодки, поскольку фиксация приспособы происходит посредством съемной струбцины.

фото 10

Вариант № 2 (см. фото 2, а также фото 5, 6). В случае использования этого варианта следует изготовить еще один элемент-крюк (10), состоящий из пластины толщиной 3 — 4 мм, L-образной формы с жестко закрепленным на ней болтом длиной 30 — 40 мм и диаметром, позволяющим ему разместиться внутри стойки (в моем случае — М8), и гайкой с контргайкой (фото 7).

фото 11

Крюк через отверстия в большей полке крепится шурупами к транцу лодки в выбранном месте навечно (если лодка — своя) с ориентацией выступающего болта вниз, а из общей конструкции изымается штанга со струбциной и гайкой-крючком. После чего приспособа со стойкой насаживается на выступающую часть болта, а хомут накидывается на ступеньку крюка. Если есть возможность использования сварки, то тогда штырь приваривается к пластине. В моем случае — пластина из дюраля, а болт — стальной, что и определило способ его крепления посредством двух гаек.

Итак, для собственной лодки изготовление приспособы значительно упрощается — отпадает необходимость изготовления струбцины, штанги с резьбой и гайки-крючка.

фото 12

Вариант № 3 (фото 11). Противоположный вариант — вы пользуетесь только арендуемыми лодками — тогда вам необходимо изготовить другую гайку-крючок, аналогичную предыдущей (см. (11) на фото 2), и закрепить ее на верхнем конце штанги, а хомут со скобой и ограничитель останутся не у дел. В моем случае я вынужден был гайку-крючок фиксировать винтами, хотя в идеале ее можно было совместить со стойкой, изготовив заодно с ней. Необходимой рабочей длины достигают ввинчиванием или вывинчиванием стойки со штангой. Делать это удобнее, если использовать способ "скакалки" — для чего нужно взяться за нижнюю часть стойки в районе винта для датчика и вращать — струбцина легко крутится и перемешается во втулке.

фото 14

Вариант № 4 (см. фото 2, а также фото 12). Вариант — наиболее простой в изготовлении. Стойку можно изготовить из любого металлического прутка (например, шпильки от автомобильного двигателя), прикрепив поперек ее пластину (12) длиной 50-60 мм на расстоянии 100 — 150 мм от ее нижней части. Отверстие под болт для датчика можно просверлить непосредственно в самом стержне (фото 13). Я же, к примеру, приварил скобку с отверстиями, ширина которой как раз плотно разместилась между щечками датчика, обеспечив его плотную фиксацию (фото 14). В верхней части установил обычную гайку (на шпильке сохранилась резьба), исполняющую роль ограничителя. Кроме того, на транец устанавливаются два кронштейна (13, 14) для фиксации стойки и скобы хомута.

фото 13

И последнее. Предпочтительнее использовать для изделия, естественно, нержавеющие металлы. Вариантов выполнения деталей множество — все зависит от технологической оснащенности изготовителя. Наверняка, можно исключить все мои промежуточные и вспомогательные "соплюшки" (винтики, вставочки, козырьки и прочее), но в данном случае я преследовал лишь цель изложить саму концепцию с доступной формой ее воплощения.

В. Павленко

"Спортивное рыболовство № 6 — 2008г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*