Как сохранить трофей? — Часть третья

Как сохранить трофей? — Часть третья

Как сохранить трофей?

часть 1 часть 2 часть 3

Мы продолжаем нашу тему о том, как сохранить рыболовные трофеи. В предыдущем разделе вы узнали, как правильно изготовить чучело головы крупной щуки. Теперь осталось окрасить ваш трофей в натуральный цвет. Этот этап один из самых важных и ответственных моментов в изготовлении чучела рыбы.

Прочность окраски и качество выполненной работы во многом зависят от состояния обрабатываемой поверхности и от степени ее подготовки. Прежде всего, необходимо устранить трещины на зашпаклеванных участках. Для этого они заполняются раствором того же состава (шпаклевка), которым была покрыта поверхность чучела. "Мясистые" части плавников можно дополнительно покрыть клеем или лаком, чтобы компенсировать усушку в этих местах.

чучело щукиПеред началом процедуры окрашивания кожа рыбы должна быть неоднократно протерта спиртом или иным растворителем, чтобы удалить жир, частицы грязи и т.п. Отслоившуюся чешую необходимо подклеить и выровнять. Для этого препаровальной иглой под поднятый край чешуи наносят бысросохнущий клей и прожимают его до тех пор, пока чешуя не зафиксируется. Затем, кожа щуки должна быть легко (без нажима) зачищена мелкозернистой наждачной бумагой по направлению к хвосту.

После этого приступают к огрунтовке, чтобы выровнять "тянущую способность" окрашиваемой поверхности в целях получения ровного тона окраски. Для этого покрываем голову щуки 1 -2 слоями спиртового раствора шеллака (шеллачный лак или политура). Иначе колера, положенные на неподготовленные участки, могут приобрести различную тональность. Не забудьте перед началом работы защитить искусственные глаза от загрязнения. Смажьте их вазелином, а после того, как высохнет последний слой краски, протрите их ватным тампоном.

Важно еще до окраски проверить надежность крепления и положение головы на медальоне, временно присоединив ее к основанию. Затем голова может быть перенесена на рабочую подставку.

Теперь рыба готова к окраске. Обычно для этого пользуются масляными, спиртовыми или акриловыми красками, кистями или аэрографом. Независимо от того, чем вы будете пользоваться, для вас важен результат, т.е. чтобы цвет чучела имитировал натуру. Я предпочитаю работать аэрографом и акриловыми красками. Эти краски после высыхания дают прочное покрытие и легко разводятся водой или разбавителем для акрила. Преимущество аэрографа состоит в том, что он легко может дать любую густоту тона, поэтому это дает возможность получать такие же тонкие оттенки, как и при отмывке.

рис.1Обычно в окраске рыб нет резких переходов между отдельными цветами. Поэтому чем сильнее будут размыты границы между участками с различной окраской, тем более натурально будет выглядеть чучело вашего трофея. Чтобы достигнуть точного "чтения" цвета на коже рыбы, требуются определенные навыки. Для их приобретения необходимо составлять письменные планы окраски, с последовательностью нанесения основных цветов. Используйте любую возможность для изучения окраски живой рыбы и записывайте свои наблюдения. Каждому виду рыб присуща своя цветовая гамма. Обращайте также внимание на расположение разного рода полос и пятен, их размер и интенсивность окраски. В процессе работы все время пользуйтесь своими фотографиями и иллюстрациями рыб.

Ротовая полость большинства рыб, как и другие окрашиваемые участки, имеет тонкие цветовые переходы, которые должны быть восстановлены в готовом чучеле.

Если вы делаете чучело с открытыми жаберными щелями, то жабры надо окрасить. В этой ограниченной области трудно работать аэрографом и, поэтому, лучше пользоваться кистью. Плавники должны быть окрашены с обеих сторон.

Многократное нанесение тонких слоев каждого цвета по отдельности придаст большую реалистичность и глубину окраски кожи. Каждый уровень расцветки должен иметь достаточную степень прозрачности. Эти слои могут чередоваться со слоями прозрачного бесцветного лака, что также может улучшить качество окраски. Иногда смешивают этот лак с краской, добавляя растворитель.

Краска не должна быть темнее, чем настоящий цвет рыбы, и не старайтесь давать сразу насыщенный цвет. Наносите краску послойно так, чтобы просвечивал естественный узор. Давайте следующий цвет только после того, как высохнет предыдущий.

рис.3,4рис.2Процесс окраски головы щуки состоит из следующих этапов:

  1. В качестве грунтовки покрываем всю голову, часть туловища и внутреннюю поверхность пасти белой перламутровой или серебристой краской.

  2. Светло-коричневым легко задуваем плавники, бока головы и тела. Постепенно усиливаем интенсивность цвета от боковой линии к верхней части головы и спины. (Рис.1)

  3. По плавникам даем немного красного, который распыляем, усиливая его по краям, до желаемого цвета. Естественные пятна будут проявляться через слой красной краски. Темно-красным — закрашиваем жабры. (Рис.2)

  4. Зеленый наносим по бокам головы и тела над коричневым. Не надо беспокоиться о светлых пятнах, если ваши краски были достаточно жидкие, то они будут видны. (Рис. 3)

  5. Белым покрываем горло, брюхо, внутреннюю поверхность пасти и вокруг челюстей. А также прорабатываем каждое пятно над зеленым. Интенсивность их окраски уменьшается от брюха к спине, т.е. они должны быть более бледными. Эти пятна могут идти вверх по щеке, ниже глаза и по бокам. Каждая щука имеет различную форму пятен: иногда они маленькие, иногда большие, а иногда как угодно растягиваются вертикально от брюха по бокам. Интенсивность и сами узоры часто различаются у рыб в спокойном состоянии и в брачном наряде.

  6. Теперь используем желто-золотую краску. Задуйте ею пятнистую область. Затем, еще раз, пройдитесь только по пятнам, переходя от желтого чуть выше боковой линии до блеклого к брюху. (Рис.4)

  7. В заключение окрашиваем черным верх головы и спины, а затем слегка по бокам выше латеральной линии. Также, даем черным по концу нижней челюсти, плавно размывая к хвосту. По необходимости, легко оттеняем язык и пятна на плавниках. (Рис.5)

  8. Когда краска окончательно высохнет, голову покрываем лаком. Прозрачный бесцветный лак наносят тонкими слоями один за другим, после высыхания предыдущего слоя, 3-4 раза. Этим имитируется слизь, покрывающая рыбу в естественных условиях, что придает блеск свежепойманной рыбе.

Как уже говорилось, расцветка у рыб может быть самая разнообразная и возможно у вас будет свой вариант окраски.

рис.5Теперь осталось красиво оформить трофей, что тоже немаловажно. Можно, конечно, повесить готовую голову рыбы просто на гвоздь, предварительно просверлив под углом отверстие в доске основания. Однако, поверьте, что гораздо лучше ваш трофей будет смотреться на медальоне. О принципах оформления трофеев уже говорилось во втором номере журнала. Главное, чтобы цвет и форма медальона гармонировали с самим экспонатом. Как правило, для медальонов используются доски ценных пород деревьев, толщиной около 2 см., но можно взять и другие породы — сосну, ель, пихту, березу или осину. Медальоны могут быть различной формы — круглые, многоугольные, в форме щита и.т.д. Неплохие медальоны получаются из поперечных или косых срезов неошкуренного бревна. Готовый спил зачищают наждачной бумагой, обжигают или протравливают его морилкой и покрывают бесцветным лаком в нижней части медальона можно укрепить медную табличку. На ней гравируют название вида рыбы, дату и место поимки, вес, фамилию, имя и отчество добывшего трофей. В этом случае ваш трофей приобретет еще и научную ценность.

Голова рыбы крепится к медальону двумя шурупами с потайной головкой, с обратной стороны которого врезается мебельный навес или высверливается под углом отверстие для гвоздя, которое располагается в верхней части медальона.

По длине окружности, в месте соприкосновения головы с медальоном, можно наклеить декоративный шнур. Этим маскируется край трофея и придается ему законченный вид. Готовое чучело размещают так, чтобы оно не подвергалось воздействию прямых солнечных лучей. Так как со временем, под действием ультрафиолета, окраска может измениться.

И теперь можете быть уверены, что в таком виде о ваших рыболовных успехах узнают не только ваши дети, но и внуки. Согласитесь, что ваш трофей выглядит намного лучше, чем те сморщенные мумии голов разных рыб, с вырванными жабрами и с неестественно вывернутыми жаберными крышками, которые иногда можно увидеть в интерьерах некоторых рыболовных магазинов и ресторанов.

Уважаемые читатели, если у вас возникнут вопросы по данной теме, обращайтесь в редакцию нашего журнала. В следующих выпусках вы узнаете о других способах сохранения рыболовных трофеев и изготовлении сувениров, связанных с рыбалкой.

Ю. Стариков, таксидермист Зоологического музея С.-Петербурга

"Спортивное рыболовство № 4 — 1999 г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*