О выборе надувных лодок из ПВХ — Часть третья

О выборе надувных лодок из ПВХ — Часть третья

Тюнинг рыбацких лодок из ПВХ
 

часть 1 часть 2 часть 3 часть 4часть 5

Лодка, вышедшая из производственного цеха — та же новая квартира: без обоев, без мебели, то есть — не совсем жилое помещение, несущее в себе лишь необходимый минимум удобств. Ее, конечно, можно эксплуатировать и в таком виде, но доставит ли это те положительные эмоции, на которые вы рассчитывали? Вот и при продаже лодки вам в магазине предложат, как правило, провести ее тюнинг. Не пугайтесь, ничего страшного в этом нет, а вот насколько и какой комплекс доводочных работ необходим — попробуем разобраться.

фото 1

Итак, начнем. Если посмотреть на днище накачанной лодки из ПВХ, то даже человек, не обладающий богатым опытом, сможет мысленно представить, какими элементами конструкции лодка будет касаться грунта при швартовке на пологом берегу. При потребности же неоднократной швартовки на песчаных или каменистых отмелях, да когда в лодку еще и бьют волны — картина в голове получится вообще кошмарная (фото 1). Но одновременно с этим — и дающая повод задуматься: что же нужно сделать, чтобы снизить вероятность ущерба, наносимого днищу абразивным истиранием?

Практически всеми производителями отработана система усиления днища. Сразу скажу, что любое усиление — это одновременно и некоторое увеличение массы лодки, что при больших загрузках может быть и критичным. Поэтому при принятии решения об усилении сразу прикидывайте и оборотную сторону медали. Для справки: масса погонного метра профиля, отлитого из ПВХ, каким и проводится усиление, в зависимости от его ширины и толщины может находиться в пределах от 70 до 350 г. Кроме того, дополнительно наклеенные профили на днище лодки увеличивают габариты упаковки, и с этим тоже нельзя не считаться.

фото 2

Решение должно быть компромиссным. Если предстоят поездки по порожистым рекам — например, сплав-то усиление должно быть максимальным. И от этого никуда не деться. При обычной же эксплуатации лодки — естественно, минимальным. И еще несколько слов в защиту проведения усиления. Понятно, что любая вещь изнашивается. Так вот, при износе дна лодки значительно (!) проще и дешевле заменить профиль из ПВХ, чем все днищевое полотно. Надеюсь, что убедил коллег в необходимости проведения этих работ. А теперь — немного подробнее, что и чем усиливать.

Усиление 1 — киль лодки. Именно ему приходится чаще всего встречаться с берегом. В штатном исполнении у большинства производителей по килю проложена лишь одна лента «привала» (термин производителей, обозначающий профиль, отлитый из ПВХ). Целесообразно с обеих сторон от этого профиля проложить еще по одной ленте до самого транца. Подобная защита поможет сохранить от возможных повреждений (проколов) не только днище в этом районе, но и другую формообразующую деталь лодок из ПВХ — кильсон. Повреждение и сдутие кильсона чревато резкой потерей скорости из-за деформации днища с вытекающими из этого последствиями.

Второй элемент, нуждающийся в защите — это баллон. Точнее — часть его поверхности, обращенная вниз, и также протирающаяся и работающая на износ при вытаскивании лодки на берег. Усиление 2 — по баллонам. Нет необходимости делать его по всей длине. Оно может занимать от ¼ до ¾ % длины баллона. В некоторой степени уложенный на баллон профиль из ПВХ при глиссировании работает как продольный редан, немного снижая обмывание баллона потоком воды, тем самым уменьшая смачиваемую поверхность лодки.

Еще одна деталь днища ПВХ лодок, которая нуждается в дополнительной защите — это транец. На нем лежит только слой днищевой ткани. Усиление 3 производится по транцу нешироким (чтобы минимизировать брызгообразование и незначительное увеличение сопротивления) профилем (фото 2), по мере износа он может быть легко заменен.

фото 3фото 4

И, наконец, усиление еще одного, но, правда, не столь понятного элемента. Усиление 4 — по стрингерам — выполняется по всей длине баллона. Зачем оно нужно? Ведь, казалось бы, в этих местах встреча днища лодки с препятствием маловероятна. На деле же все обстоит следующим образом. В отличие от судов с жестким корпусом, лодка из ПВХ не является при движении монолитной глыбой, ее форма несколько изменяется. Эти деформации касаются всех надувных элементов. Минимально деформируются лишь жесткие элементы ее конструкции — пайол и транец. Если транец уже вклеен на профилях или лентах, а точки его контакта надежно зафиксированы, то пайол лишь вкладывается и устанавливается враспор между баллонами. Именно в этих местах, особенно при попадании «хорошего» абразива в виде песка, и требуется максимальное усиление. Установка его обоснована как снаружи лодки, в виде ПВХ профиля, так и внутри лодки соответствующими лентами.

Усиление 5 — это защита дна из ПВХ от стыков с пайолом (фото 3). Это именно те места, где наиболее ощутимы взаимные движения жесткого элемента и днища, а также баллонов лодки.

фото 5

Проведение этого начального комплекса мер позволит существенно продлить жизнь вашего плавсредства. Если у вас уже есть навыки работы с материалами ПВХ, все можно выполнить и самому. Если же подобная работа для вас в новинку, лучше довериться профессионалам — и поручить проведение усиления им (фото 4).

Какие еще элементы можно рекомендовать для установки на лодку? Начну с тех, от которых может зависеть ваша безопасность.

Страховка подвесного лодочного мотора. Достаточно часты на воде случаи, когда мотор срывает со штатного места. Причин — много: от удара о подводное препятствие и до износа или обрыва транцевых накладок. Чтобы не попасть в неприятное положение, мотор желательно подстраховать. Вариантов подобной страховки разработано несколько. Самый простой — два рым-кольца, установленных на транце лодки и соединенных между собой отрезком стального или крепкого синтетического троса (фото 5). Длина соединительного троса выбирается так, чтобы он не мешал мотору поворачиваться и переводиться в поднятое положение (в случае наезда на подводное препятствие).

фото 6

Фиксация бензобака на пайоле или на надувном дне низкого давления. Необходимость в подобном усовершенствовании становится особенно актуальной, когда приходится быстро сворачиваться и уходить из акватории от надвигающегося ненастья. Закрепить имеющееся в кокпите лодки оснащение по штормовому — это во многом решить задачу благополучного возвращения к берегу. Подобная задача решается довольно просто: надо установить полукольца на пайол (при помощи винтов) или на надувное дно лодки (приклеить их), а к ним при помощи стропы привязать бензобак (фото 6).

фото 7

Подобные полукольца могут не только удерживать бензобак, но и, будучи размещенными на днище или пайоле в носовой части лодки, служить для фиксации любых объемных предметов — например, гермомешков со снаряжением или едой. Те же полукольца ставят и на бортах лодки (фото 7) — для крепления всяких сумок, пакетов или тубуса со спиннингами при длительных поездках. Различные размеры подобных полуколец позволяют размещать их в разных частях пайола или баллонов лодки, что в свою очередь дает возможность закрепить любой груз и в кокпите, и сверху или сбоку на лодочном корпусе.

Продолжая тему фиксации предметов в кокпите с помощью полуколец, особо хочу отметить необходимость фиксации якоря и якорного каната, особенно при движении по волне или в глиссирующем режиме. Крепление якоря или контейнера с якорем к баллону или пайолу позволят не беспокоиться о его местонахождении в любой «расколбас».

фото 8

Следующую категорию полезных мелочей можно отнести скорее к разряду повышения комфорта на судне.

Начнем с мягких накладок на банки. У большинства производителей они выпускаются совместно с непромокаемой сумкой, размещаемой под банкой (фото 8). Объем таких сумок определяется шириной кокпита и банки. Очень полезное приспособление для хранения вещей, которые влага — забортная вода или просто дождь может испортить.

фото 9

Для достижения большего комфорта служит также надувная мебель. Это пуфики (фото 9) различных форм и размеров, которые могут быть размещены в любой части лодки. Они крепятся как в распор между баллонами, так и при помощи тех же полуколец. На больших лодках устанавливают надувные спинки для пуфиков. Получается роскошное кресло (фото 10), которое, по-моему, скорее расслабляет, чем дает сосредоточиться на рыбалке.

фото 10

Список полезных вещей продолжается различными видами тентов. В настоящее время их разработано несколько видов и под различные лодки.

фото 11

Для маленьких гребных лодок тент-навес выполняет скорее функции зонтика: защитит и от летнего дождя, и от палящего солнца (фото 11).

фото 12

Для моторных лодок выпускается два вида тентов, заслуживающих, на мой взгляд, внимания. Первый — тент-носовой обтекатель. У большинства производителей он встречается в двух обличьях: выполненный из тонкой ПВХ-ткани или авизента и с прозрачной вставкой в передней части, позволяющей просматривать путь (фото 12), или без нее (фото 13). Такой тент быстро устанавливается на П-образную дугу и очень хорошо защищает экипаж от брызг, а лодку от заливания через нос крутой волной. При движении на скоростях глиссирования прекрасно выполняет функции антикрыла, не давая лодке подлетать при порывах встречного ветра. Хорошо, если на боку тента установлен прозрачный карман, позволяющий поместить копию закрытого тентовым полотном бортового номера (фото 14).

фото 13

И второй вид — тент на весь кокпит лодки (фото 15). У различных производителей он может называться и тент-трансформер, и тент-кабриолет. Изготавливается из кордуры или авизента, реже — из тонкого ПВХ. Тент устанавливается на лодку при помощи П-образных алюминиевых дуг, которые позволяют быстро его сложить. Это, в зависимости от конструкции, можно сделать либо вперед — на носовой баллон лодки (см. фото 10), либо назад — в кокпит перед мотором. В поднятом состоянии он укрывает экипаж от непогоды. Наличие прозрачных окон позволяет осуществлять под этим тентом передвижение под мотором, но в водоизмещающем режиме и на участках, где нет сильного ветра. Тент имеет большую парусность и его установка целесообразна в режиме стояночного. Каждая из боковых его сторон может опускаться и подниматься, в опущенном положении она фиксируется на молнии, а в поднятом — специальными стропами.

фото 14

Комбинируя положение сторон тента, можно решить массу различных задач. Например, устроить ночлег на воде при полностью закрытых боковинах. А для ловли рыбы на поплавок или на «дорожку» нужно всего лишь поднять боковины или заднюю часть тента. Для выхода на берег достаточно поднять переднюю часть. Приобретая подобный тент, обращайте внимание на наличие устройств вентиляции. Если они в конструкции не предусмотрены, ночлег может оказаться не очень комфортным.

фото 15

Еще один атрибут современной лодки из ПВХ-откидные самофиксирующиеся шасси (фото 16). На мой взгляд, устройство исключительно полезное, особенно когда не удается подъехать вплотную к воде на машине. Они позволяют значительно упростить спуск-подъем из воды лодки, причем уже груженой, практически любых размерений — вплоть до 5 м. В зависимости от габаритов лодки такие шасси могут исполняться либо в одноколесном варианте, либо колеса на стойке устанавливаются сдвоенные — этот вариант для больших и тяжелых лодок (фото 17).

фото 16

Я привел традиционный набор опций практически любого российского производителя лодок из ПВХ, но этот список далеко не исчерпывающий. Что еще?

фото 17

Дуга для спиннингов. Сленговое название — «тарга». Конструкция из труб с прикрепленными стаканами для установки спиннингов при ловле троллингом или просто для транспортировки удочек. Если ее поставить на транце лодки, как на фото 10, это будет не совсем удобно, особенно при ловле рыбы. Лучший вариант установки тарги — в области миделя, грубо говоря — посередине лодки (фото 18).

фото 18

На больших лодках, особенно если они в течение сезона используются без разборки, возможна установка дистанционного управления мотором (фото 19). Пульт управления устанавливается на специальной консоли, туда подводятся все необходимые коммуникации — и для дистанционного запуска мотора, и для управления его поворотом и газом-реверсом. Существует несколько вариантов подобных консолей. Для шкипера на больших лодках устанавливается специальное поворотное кресло эргономичной формы. Главное его достоинство — отличная поддержка спины, что крайне необходимо при движении по волне и в ходе длительных путешествий. Глядя на подобную конструкцию для больших лодок, как-то подумалось, а чем, собственно, хуже шкиперы лодок маленьких?

фото 19

Имеющиеся в продаже варианты пластиковых кресел на поворотных механизмах, жестко устанавливаемых на пайоле (фото 20), кажутся не очень надежными — уж слишком большую амплитуду качания вперед-назад они имеют. И если на гладкой воде это почти незаметно, то стоит разгуляться волне, как нахождение на таком кресле начинает вызывать, мягко говоря, легкое беспокойство.

фото 20

Кресло — удобно, идея поворотного механизма — тоже хороша, но вот крепление кресла должно быть более жестким. Возникла следующая идея: устроить пару точек фиксации кресла на баллоне и пару — на пайоле или на надувном дне (и даже не важно, какого давления оно будет). Ясно одно: ни к одному из элементов лодки жестко крепить такое кресло нельзя, ибо деформации, которые возникают при движении лодки на волне, либо сломают кресло, либо порвут надувные элементы лодки. Поэтому все связи должны иметь некоторую степень свободу. Вот, исходя из этих условий, и родилась конструкция, с которой вас знакомлю (фото 21).

фото 21

Рама с подиумом, к которому крепится поворотное кресло, изготавливается из стальной трубы диаметром 25 мм. Ее форма предполагает, что конструкция ляжет на борта. Там она будет фиксироваться с помощью дополнительно установленных рымов, отлитых из ПВХ. Фиксация проводится длинным болтом М10 с самоконтрящейся гайкой. Установка рымов производится так, чтобы максимально разнести в стороны точки опоры рамы на баллон. Только в этом случае при нормально накачанном баллоне можно добиться минимальной амплитуды качания кресла. Применение длинного болта позволяет откинуть конструкцию на борт, чтобы освободить кокпит.

фото 21

Нагрузка, действующая на рымы при использовании кресла по его прямому назначению, направлена под углом вниз. Поэтому представляется, что прочности самих рымов и клеевого шва хватит с избытком.

Клей, применяемых при производстве лодок из ПВХ, выдерживает на отрыв под углом 90° около 35 кг/ см2. Учитывая, что диаметр каждого из применяемых рымов около 100 мм, запас прочности получается достаточный.

Еще одна точка опоры конструкции ляжет на пайол. Поскольку движение лодки по волнам может сопровождаться и подлетами в воздух, то эта точка опоры также должна быть зафиксирована. Однако, как я говорил ранее, нельзя делать эту фиксацию жесткой, необходимо обеспечить небольшую степень подвижности. Как один из вариантов, такую фиксацию можно осуществить при помощи двух пар полуколец, установленных на секции пайола, и отрезка стропы, что значительно ограничит перемещения этой точки опоры.

фото 22

Для более рационального использования места в кокпите лодки можно пространство под креслом использовать для бензобака мотора. В этом случае нужно предусмотреть еще одно полукольцо на пайоле — с тем, чтобы крепить по-штормовому бензобак.

Само кресло, точнее пластиковую основу, можно использовать любую. Я взял готовое, исходя из удобства посадки, и главное — в морском исполнении. В комплекте с таким креслом идет только нержавеющий крепеж, все остальные элементы нужно делать самому, т.к. эти кресла рассчитаны на имеющиеся в продаже постаменты и поворотные механизмы.

Покрутив подобный механизм в руках, пришел к выводу, что его производитель придумал очень «интересный» ход: поскольку изделие неразъемное, то после износа соприкасающихся деталей замене подлежит весь механизм. А, судя по всему, это приспособление придется менять довольно часто. И еще одна техническая характеристика подобного поворотного механизма показалась недостаточной — распределенная площадь опоры. Все-таки на кресле может устроиться не только среднестатистический мужчина — до 80 кг весом, но и более представительный. И как долго будет работать эта площадка под телом, скажем, в 110 — 120 кг? Поэтому, рассматривая различные варианты устройства поворотной части, включая крепление на подшипнике, я решил все ж пойти по самому легкому пути: иметь возможность простой с технической точки зрения замены поворотного механизма с одной стороны — и максимально распределить по площади нагрузку с другой. Решение оказалось достаточно простым. Осью служит вваренный винт М12 — М14, а нагрузка, поступающая от площадки, равномерно распределяется на несколько «скользких» точек, т.е. высоких шайб из фторопласта или капролона (фото 22). В представленной конструкции — 6 шайб, максимально разнесенных на кресельной площадке от центра вращения и равномерно опирающихся на площадку, приваренную к основанию. Сборка уже подготовленного к поездке кресла занимает не более пары минут, когда лодка уже накачана. Разборка — соответственно, столько же, необходимо отвернуть лишь две гайки.

Есть несколько нюансов при инсталляции кресла на лодку.

Нюанс 1. Изготовленный действующий прототип рассчитывался для установки на лодки с диаметром баллона от 430 до 500 мм, для баллонов иных размеров потребуются другие размеры опорной рамы.

Нюанс 2. При установке рамы на лодку необходимо смоделировать все радиусы поворота румпеля в лодке — с тем, чтобы не было никаких помех управлению лодкой. Ведь разные фирмы-производители устанавливают румпели различной длины. Лучше кресло чуть отодвинуть вперед — и пользоваться небольшим удлинителем румпеля, чем ограничить поворот судна налево.

Нюанс 3. Если при оптимальном расположении кресла его нижняя опора оказывается на стыке элементов, то, во избежание возможного повреждения алюминиевого профиля, под опору необходимо подложить какой-то демпфирующий элемент — например, «привал» из ПВХ-профиля. И крепить опору к двум элементам пайола.

Нюанс 4. Так как уровень посадки в кресло чуть выше, чем на штатную банку, имеет смысл установить еще ручку для держания под правой рукой шкипера. Лишней она явно не будет.

Автор выражает благодарность за содействие при подготовке статьи компаниям «Лоцман», «Посейдон» и «Флагман».

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 7 — 2010г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*