Конец американской мечты?

Конец американской мечты?

Конец американской мечты?

Еще совсем недавно, в прошлогоднем мартовском номере «СР», мы упоминали грандиозную цифру экономического эффекта от рекреационного рыболовства в США — 125 миллиардов долларов за 2007 год.

Именно в тот период приблизительно 40 миллионов любителей рыбалки в этой стране потратили непосредственно на увлечение удочками, блеснами и червяками 45 миллиардов, создав на родине, по сути дела, самую настоящую индустрию с миллионом рабочих мест. Статистикой было также замечено, что по сравнению с первыми годами XXI века, уже в 2006-ом, расходы среднего американца только по рыболовной части увеличились на 20%, а обороты торговых сетей достигли своего максимума годом позже. Какой-то шутник даже подсчитал, что если траты американских рыбаков выложить в одну линию, состоящую из долларовых бумажек, то такая прямая дотянется до Луны, а затем обратно 9 раз!

Балышев АЕвропейские же показатели даже в последний период, конечно, были гораздо скромнее — объем всего континентального рынка оценивался в 2007-ом в 5,39 млрд. долларов, поступающих из карманов 56 млн. разноязыких рыболовов-любителей. Первенство здесь вот уже много лет традиционно держит Великобритания с 1 млрд. долларов. На последующих местах стоят Франция — 765 млн., Голландия — 708, Италия — 595. Ну а рыболовный рынок РФ поскромнее — 212 млн. долларов. Но если учесть, что усредненная годовая зарплата отечественного рыболова равняется 6.320 долларам, а его американского коллеги — 43.750, а общее количество россиян почти в 2 раза меньше, чем американцев (140 млн. против 300), можно без обиняков констатировать, что тяга к покупке рыболовного снаряжения у нашенского собрата, хотя и не такая кровожадная как у заокеанского толстосума, но уже несколько выше, нежели во всей старенькой Европе.

Давайте попробуем детально разобраться, откуда же берутся эти многомиллиардные цифры расходов американского рыбака-любителя, тем более что такими темпами они стали расти только за последнюю четверть века.

Как раз-таки в этот период, начиная с президента Рейгана, начал образовываться приличный внешний долг США. Именно тогда американцы смогли умело перевести в экономическую плоскость свои политические достижения на международной арене.

Хотя еще при Ричарде Никсоне в 1971 году была отменена установленная в монетарных расчетах США после второй мировой войны Бреттон-Вудская система, когда любой доллар мог быть обменен на золото, исходя из эквивалента — 35 «зеленых» за унцию. И вот в начале восьмидесятых казначейский билет вмиг превратился в обычнейшее долговое обязательство.

Соответственно, и поныне за спиной любимого всеми «бакса» абсолютно ничего материального не стоит, кроме слепой веры населения Земли в долговую порядочность США, сумевших превратить доллар в мировую резервную валюту.

Только представьте, как хорошо бы мы жили, если бы у Центробанка РФ была возможность проводить неограниченные рублевые эмиссии, которые впоследствии превращались бы в средства международных расчетов, в некоторых странах обращались в экономике наряду с собственной валютой, на рубли меняли бы заложников и свободно расплачивались с женщинами легкого поведения в Коста-Рике…

Следующий этап, подготовивший нынешний кризис, случился в середине 90-х годов прошлого века, когда по Северной Америке прошел компьютерный бум, выпестовший дутый пузырь под названием «дот.ком»*. В эту же солянку смело можно добавить возникшую примерно 15 лет назад тенденцию по свертыванию промышленного производства на Родине и получение сверхприбылей за счет почти рабского труда рабочих азиатского региона. Оставив при этом в Северной Америке лишь программистов, голливуды всех мастей, многочисленную обслугу да еще тройку неповоротливых автомобильных гигантов из Детройта.

Жизнь колосса по имени США казалась в те годы безоблачной и яркой, и вся страна, точно по воле волшебника, превратилась в общество сверхпотребления, основанное на стремлении капиталистических могулов** получить больше прибылей и святой вере рядовых граждан в то, что стоимость их вложений (в первую очередь — в недвижимость и ценные бумаги) всегда будет расти.

И как-то незаметно получилось, что уже к 2005 году практически вся страна жила в долг, не имея под подушкой ни единого зеленого гроша, а к концу прошлого года почти каждый американец тратил приблизительно на 40% больше, чем зарабатывал!

Понятие «Американская мечта» во все века подразумевало простейшую формулу-если много и честно работать, то обязательно добьешься успеха. К сожалению, на стыке тысячелетий суть этой фразы была напрочь выхолощена целой серией разнообразных мыльных пузырей. Помните известную ТВ-рекламу, постоянно мозолившую глаза в эпоху МММ, «Хопра» и «Первого ваучерного», когда два рыболова смотрят на закинутые в реку удочки и переговариваются: «Вот мы здесь сидим, а денежки идут…»? То же самое произошло в США, только стряслась беда не с отдельной горсткой наивных инвесторов, а, по сути дела, со всей страной, пусть на протяжении всей своей короткой истории общность людей по имени «американцы» и представляла собой нацию самых настоящих трудоголиков.

В начале нынешнего века все сферы человеческой деятельности охватили процессы глобализации, что весьма негативно отразилось и на рыболовной индустрии даже в США. Рабочие места перетекали в Азию, началась цепь активных бизнес-поглощений, когда на рекреационном рынке стали образовываться айсберги-монополисты. Они скупали конкурентов и, по сути дела, пилили немалые доходы на двоих-троих. Только представьте себе, что внутри такого тяжеловеса рыболовного рынка, как Pure Fishing, ныне здравствуют следующие родовитые фирмы — Penn, Berkley, Fenwick, Mitchell, Pflueger, Abu Garcia, Shakespeare, All Star. Конечно, этому рыболовному гиганту из штата Айова было далеко до ме-гакорпорации Brunswick, которой на конец 2007 года принадлежало 44 верфи по производству маломерных судов и фирма Mercury Marine, выпускающая подвесные моторы Mercury и стационары Mercruiser. Таким вот образом эта фирма год за годом увеличивала свою капитализацию, а, значит, инвестиционную привлекательность. И если наши соотечественники только тихо радуются, когда за последние полгода спикер чукотского парламента Роман Абрамович стал беднее на пару десятков миллиардов долларов, то вот американским рыболовам стало не до шуток, когда сначала зашатался ипотечный рынок, а чуть позже зачихал банковский сектор с последующим обвалом бирж и индексов всех цветов и значений. Вот тут-то американцам стало больно — ведь более 95% населения страны активно пользовалось услугами кредитных организаций, вкладывало деньги в «бумаги» в той или иной форме.

Уже в середине лета 2008 года объем продаж в рыболовных супермаркетах на Востоке США обвалился на 30%, и даже всемирный каталожный торговый гигант Cabelas в начале октября объявил о значительном сокращении персонала. А тот же Brunswick за прошедший год в США закрыл 12 производственных подразделений и уволил 5700 человек.

Следующий сезон также не предвещает ничего светлого, особенно производителям удилищ и катушек, эхолотов, аксессуаров и прочих дорогостоящих предметов из гардероба современного рыболова. Хорошо, если показатели продаж останутся на прошлогоднем уровне.

Несладко придется и туроператорам, специализирующимся на рыбацком туризме. Хотя, если проводить исторические параллели, экономические кризисы прошлого мало влияли на желание человека заниматься рыбной ловлей. Конечно, многим придется отказаться от далеких путешествий, но в ближайших пригородах рыбалку ведь никто не отменял. Ведь в США любительское рыболовство, по сути дела, превратилось в культовое мероприятие целой нации, и к здоровому состоянию рек и озер тут самое трепетное отношение.

К сожалению, в наши дни в отношении России такие сравнения не особенно актуальны, поскольку у рекреационного рыболовства появилось достаточно много достойных конкурентов времяпровождения. Да и экологическая обстановка вкупе с плачевным состоянием рыбных запасов в родном Отечестве не позволяют без оговорок поверить, что приведенный выше тезис будет работать и на «одной шестой Земли с названьем Русь». Например, если еще 15 лет назад я был твердо уверен, что всегда поймаю ручьевую форель в радиусе 100 км от Питера, то теперь эта цифра выросла до 275 км.

Также как и надвигающийся кризис обязательно приведет к «деглобализации» и воссозданию многих брендов по имени «Made in USA», ведь огромные нефтяные запасы этой страны по-прежнему лежат нетронутыми.

Услышим вскоре мы и новую интерпретацию «Американской мечты», которая доступна и понятна сердцу любого гражданина страны, а не только сидящим в президиуме отдельным персоналиям. Тем паче, что в США на государственную поддержку может рассчитывать лишь конкурентоспособный производитель, даже если на его заводах заняты сотни тысяч человек.

А вот о демократии, бюрократии и автократии по старой привычке придется шепотком говорить между делом на кухне нам с тобой, любезный мой приятель…

* Dot.com — Интернет-компания — компания, бизнес и источники получения прибыли которой сосредоточены в Интернете. Название образовано от английского прочтения окончания большинства Интернет-адресов таких компаний — например, www.company.com (точка в Интернет-адресе по-английски называется dot).

** Крупнейшая в мире на рынке автомобильных компонентов и запчастей корпорация Federal Mogul, основанная в Детройте в 1899 году, изначально была одиночной компанией и занималась продажей изделий из резины для автомобилестроения. В том же году появилась еще одна родственная компания по производству подшипников — это и положило начало корпорации. Таким вот образом «Могул» и рос — к примеру, только в 1998 г. корпорация купила 13 предприятий, единовременно увеличив свой годовой оборот по продажам втрое. Ныне на предприятиях Federal Mogul в 24-х странах работает 45 тысяч человек.

А. Великанов

"Спортивное рыболовство № 1 — 2009г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*