Имитации взрослых поденок

Имитации взрослых поденок

Имитации взрослых поденок

часть 1 часть 2часть 3 часть 4часть 5 часть 6

Обычно рыбаки не говорят о зрении рыб. А вспоминают о нем лишь тогда, когда ловят осторожную рыбу на перекате или с берега на малой речке. Нахлыстовику же все свои отношения с рыбой приходится строить именно через призму рыбьего глаза. Глаз — это практически единственный орган чувств рыбы, который реагирует и оценивает наши ухищрения с «мушками».

Конечно, зрение рыб — не идеальное, хотя лососевые, да и «белая» рыба тоже, ведут себя с нами как исключительные «глазастики». Больше всего досталось форели: ее глаза стали основным объектом всех исследований. Но мы и так знаем, что рыбы склонны подплывать и рассматривать. У самого носа, по-видимому, есть слепая зона, в которой они не видят вовсе (рис. 1). Отсюда промахи и холостые атаки в спешке.

рис. 1

Интересны с нашей точки зрения и проблемы рыб при перемене освещенности. Мы заходим вечером в темную комнату — и какое-то время ничего не можем различить. Так и у рыб адаптация зрения происходит постепенно. Замечено, что на рассвете или в вечерних сумерках, рыбы теряют активность, река затихает. Такие паузы могут длиться до получаса, и лишь затем наступает новый период активности. Выход или заход солнца за верхушки леса влияет на клев однозначно. Но только ли дело в освещенности, я не знаю. Может быть, вода сильнее опалесцирует в косых лучах солнца и т.п.

Если мы вернемся к основе этой статьи, то хотелось бы представить себе, как рыба кормится зрелыми поденками, которые уже вышли на поверхность воды. Позвольте напомнить, что наш взгляд на мушку может отличаться от взгляда снизу. Проблема в том, что обычный анатомо-физиологический подход к глазу рыб недостаточен. Палочки-колбочки, поля зрения, моно-стерео — они не дают полной возможности оценить взаимоотношения мушки и рыбы. Прежде всего, потому, что интересующие нас сейчас мушки находятся не в воде, а на или над поверхностью. В силу разных физических законов рыба может видеть происходящее над водой лишь в ограниченном секторе, в воронке или в «окне». Границы этого круга размыты, но ближе к центру рыба видит плывущие объекты все лучше (рис. 2).

рис. 2

Вся поверхность воды, лежащая за пределами этого «окна», является зеркальным отражением от дна предметов из толщи воды. То есть за пределами круга поверхность невидима — как и мушка, лежащая на воде. Рыба может заметить лишь те ее части, что погрузились под воду (рис. 3).

рис. 3

Механизм опознания цели происходит примерно одинаково. На следующих схемах можно представить себе, как взрослое насекомое попадает в поле зрения рыбы. Сначала мушка, сплывая по течению, находится вне зоны видимости, которое ограничено оптическим углом в 10 градусов. Но первые сигналы о приближении потенциальной добычи уже есть. Рыба видит вдавленные воронки на поверхности с картиной отражения дна. Взрослые поденки после выхода из оболочек всегда приподнимаются над водой и сушат тело. Из-за своей малой весомости они могут использовать силу поверхностного натяжения. Поэтому рыба не видит погруженных частей тела, а только лишь отпечатки на зеркальной поверхности в местах, где поденка опирается ножками о воду, касается ее хвостом или остатками оболочек (рис. 4, 5, 6).

рис. 4

Дальше по течению насекомое вплывает в пределы «окна» над рыбой. Границы его достаточно условны, первыми появляются и становятся четкими верхушки поднятых вертикально для просушки крыльев. Остальная часть мушки еще недоступна обзору. Вероятно, что реалистичность кончика крыла, естественность его появления на фоне отпечатков ножек служит поводом для атаки или для подъема к поверхности и изучения объекта. Еще дальше, ближе к центру «окна», рыбе удается рассмотреть объект целиком во всех деталях и в неискаженном виде.

рис. 5

Конечно, это все возможно лишь в идеальных условиях, когда солнце стоит в зените, а над спокойной водой — ни ветерка. А при боковом свете, на волне в струе воды — видимость ухудшается, картинка искажается помехами. Рыба вынуждена атаковать добычу без анализа ее свойств. В экстремальных условиях, при кормлении в бурном потоке воды — рыба поднимается к любому предмету, попадающему в поле зрения и в общих чертах напоминающему живое насекомое.

Понятно, что конструкция и поведение искусственных «мушек» должны как-то соответствовать оптическим особенностям водной среды. Этими проблемами кроме всего прочего лет 60 назад занимались американцы Даг Свишер и Карл Ричардс (Doug Swisher, Carl Richards). Взглянув на дело из-под воды, они пришли к выводу, что без знания этих элементарных вещей нет смысла рассуждать о тонкостях ловли поверху, тем более нечего и думать о новых супер-пупер вариантах «мушек».

рис. 6

Если максимально сжать их выводы, то получим пару абзацев. Во-первых, все «сухие» имитации (в случае поденок — это «даны» и «спиннеры») должны всегда плавать, т.е. держать всю конструкцию над поверхностью воды. Самая неприятная вещь в этом деле — крючок, который жалом пробивает поверхность воды. Во время приближения «мушки» к «окну» он виден рыбе дважды — вместе со своим зеркальным отражением. Без сомнения, этот артефакт может ослабить аппетит рыбы. Есть пока только два пути устранить или минимизировать данный момент. Можно вязать «мушку» на перевернутом вверх поддевом крючке. Но можно и просто использовать минимум материалов: легкость, легкость и еще раз легкость конструкции «мушки».

рис. 7

Заметили и то, что качественные ершики из сухого петушиного пера не лишены недостатков. Тонкие и жесткие бородки петушиного пера не намокают, но зато пробивают поверхность своими кончиками. Рыба вновь видит их дважды в виде странных «щеточек». Хотелось бы угадать и соблюсти меру, возможно — частично пожертвовать густотой-плавучестью ради другой важной вещи — пропорциональности «мушки».

И следующий вывод, наверное, будет самым важным. Не надо слепо доверять эффективности известных и популярных моделей. «Мушки», что на слуху, о которых говорят в Инетах, вполне возможно окажутся негодными для вашей речки. Для примера я приведу мнение из литературы о судьбе мушек в стиле No Hackle и Thorax. Эти «мушки» связаны без ершиков, оставили одно тело — и, тем не менее, получилась отличная сухая имитация «дана». У него нет этих самых «щеточек» — и на гладкой воде «мушка» отлично копирует натуральных поденок. Но на волне или быстрой воде такая конструкция моментально тонет и совершенно непригодна для ловли.

Есть универсальные и есть специализированные модели для такой-то воды и погоды. Изначально хотелось бы знать, или еще лучше — понимать, для каких условий была создана конкретная конструкция. И на какие детали полезно обратить внимание рыбы, наблюдающей сквозь свое «окно».

Вот, скажем, «дан» поденки — сухая «мушка», простоdun (рис.7). «Даны», сбросив нимфовые оболочки, обычно имеют матовую поверхность, их крылья непрозрачны и мутноваты. Насекомое сушит их сложенными вместе и чуть опрокинутыми кзади. Это очень характерная позиция крыльев, ее хорошо узнает рыба. Хвостовые нити еще сырые, они короткие и толстые. После выхода на поверхность насекомое старается как бы отлепиться от воды. Теперь части тела выпрямляются, подсыхают, крылья становятся жесткими и прочными, готовыми к полету. Этот процесс занимает некоторое время, поденка теряет в весе, приподнимается, отрывает тело, а затем и хвост от поверхности.

Такая мелочь, как время, продолжительность этого процесса, оказывается очень важной для нас. Чем он дольше, тем дольше насекомое доступно рыбам, привычно глазу — и тем больше шанс, что именно имитация этого момента будет эффективна. В литературе перечислены такие факторы, влияющие на скорость «подъема» этого «дана» поденки.

  1. Температура воды.

  2. Температура воздуха.

  3. Влажность воздуха.

  4. Ветер.

  5. Преображение на спокойной или быстрой воде.

Уже ясно, что в процессе «подъема» изменяется внешний вид насекомого. На это обратили внимание давно, еще в самого начала ловли на искусственную «мушку». В связи с этим нужно понять, что знаменитые классические модели сухих поденок рук Хэлфорда и Марриета (F.Halford, G.S.Marryat) связаны для рек достаточно теплого юга Англии. Умеренный климат и уже в начале сезона теплая вода рек оправдывали появление моделей с высоким ершиком. Это характерно для насекомых, которые быстро сушат и поднимают крылья и тело над водой. Раскрытые буквой «V» матовые крылья усиливают сходство с настоящей мухой, которая пробует свои силы перед взлетом. В этом виде насекомое и предстает большую часть времени перед глазами рыбы. Так появилась точная имитация дана, готового к взлету. Но уточним — это хорошая «мушка» для теплой воды и гладкой поверхности спокойной реки.

Совершенно другие условия преображения на холодных быстрых реках или в периоды холодов. Процесс усложняется и занимает больше времени. Для таких неблагоприятных условий созданы серии американских моделей. Скромные и жидкие ершики, перевернутые крючки и многие другие уловки применялись для того, чтобы опустить тело «мушки-дана» ближе к поверхности. Это соответствует натуральной позиции насекомого, когда в попытке подсушить крылья оно вынуждено держать тело и хвост на самой поверхности воды. Смысл таких вариантов в том, что «мушка» должна имитировать организм с точки зрения рыбы — мы ведь, рассматривая насекомое на ладони, можем скопировать лишь анатомические детали. И такая мелочь, как посадка «мушки» на воде, оказывается куда важнее правильного цвета и даже правильных пропорций искусственной приманки. И на это хотелось бы обратить внимание.

рис. 8

Сухая «мушка» upright spinner или «спиннер» (рис.8). Поденка взлетает с воды — и обычно на берегу, среди растений, проходит последнюю линьку. Вот это уже настоящее «имаго», imago — стадия, подготовленная для оплодотворения и откладывания яиц. Это уже организм с длинными жесткими хвостовыми нитями. Крылья становятся прозрачными, появляется металлический блеск хитина тела. Сидящие поденки всегда держат крылья вертикально вверх, отсюда английский термин upright — «прямо вверх». После оплодотворения и в моменты откладывания яиц поденка отводит крылья в стороны, по бокам. У многих видов в это время заметна разница между самцами и самками. Самцы меньше по размеру и темнее, у самок часто заметны в брюшке яйца или их пакеты.

В имитации важно скопировать деликатность и «металлическую» сухость конструкции. Традиционно использовали блестящие материалы — биоты и расщепленные стержни перьев, quill, теперь в ходу разные синтетики. Ее же, синтетику, разные волокна используют для крыльев. Но, на мой взгляд, старая рецептура крыла из кончиков пера куда интереснее, да и американские варианты с шерстью и практичны, и душу греют.

рис. 9

«Спиннер» на воде или spent spinner (рис.9). Самки сразу как отложат яйца — погибают. Также недолго живут и самцы. Мертвые или еще агонизирующие насекомые часто падают на поверхность воды. Иногда это явление носит массовый характер: под берегами, за корягами образуются «каша» из погибших насекомых. Для рыболова это перебор, но вначале этот легкий корм может активизировать жор и привести к избирательному питанию рыб.

У «спентов» есть несколько характерных особенностей.

  1. Крылья всегда раскинуты в стороны. Они всегда прозрачны и блестят, что хорошо имитируется синтетикой типа poly yarn, flashabou и им подобными.

  2. Тела их как бы высушены и измождены за время роения. Отсюда совет вязать их тонкими и деликатными. Хвосты, особенно у самцов, длинные и широко расставлены в стороны. Эту деталь подчеркивают разными синтетическими microfibits и прочими «хвостами» — tails, а также остью шерсти.

  3. Погибая, «спенты» частенько выгибают тело. Появилась даже мода на гнутые крючки. Но на практике такой ход не всегда оправдан. Мы теряем в качестве подсечки, к тому же форма «мушки» может закручивать леску при энергичных забросах.

Имитация «дана»

Для начала — фото классической сухой «мушки» XIX века, связанной в английских традициях. Ее важнейшие черты — ершик вокруг тела и жесткий, довольно длинный хвост. Это хорошая имитация поденки, которая готовится подняться в воздух. Выпрямленные, чуть разведенные в стороны крылья подчеркивают этот момент. Ведь немного раньше, в короткий период сушки крыльев, они были сложены вместе и отклонены назад. Поверхности воды касается лишь хвост, кончик брюшка и ножки. По крайней мере, так должно быть все устроено у хорошо связанной «мушки».

фото. 1

Как уже упоминалось, это модель возникла как результат наблюдений за развитием поденки в достаточно теплых водах. Здесь насекомые быстро сохнут — и отрывают тело от воды, и при массовом преображении рыбы чаще всего застают насекомых именно в такой «стартовой позиции». При вязке классических конструкций надо помнить, что лучшим материалом, обеспечивающим правильное положение «мушки», будет жесткое петушиное перо (фото 1).

фото. 2

На следующем фото представлено иное направление в имитации «дана» поденки. Известный вязальщик Вильям Бэйджент (William Baigent) создал особый тип «мушек». В его именной серии «Baigent» состоят в большинстве своем бескрылые имитации типа spider. Отличительной чертой этого стиля является очень высокий ершик. На воде «мушка» сидит идеально с той точки зрения, что крючок всегда поднят над водой, а опираются на поверхность лишь кончики пера (фото 2, 3). В классических моделях такая посадка проблематична — помните, что крючок, свисающий в воду, теоретически снижает шанс поклевки на гладкой спокойной воде.

фото. 3

С другой стороны, если сравнить ее с образцами в стиле Halford & Marryat, надо отметить явное нарушение пропорций. Но на эффективность это вроде бы не повлияло. Может быть, достоверные отпечатки перевесили все недостатки, такой вот каламбур вышел.

Таким-то образом был нарушен один из незыблемых постулатов классической школы XIX века. Дальше — больше: настоящий бум сухой «мушки» в ее самой интересной части — в имитации поденки, наступил в XX веке. Я надеюсь, что смогу изложить вкратце этот материал в следующей статье.

В. Быков

"Спортивное рыболовство № 6 — 2010г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*