Возраст и размер рыбы

Возраст и размер рыбы

Вода и право

Предлагаемый вниманию читателей материал — попытка, что называется, разложить по полочкам порядок взаимодействия на воде и на берегу судовладельцев с сотрудниками ГИМС МЧС, т.е. с теми, кому государство поручило обеспечивать и охранять правовые нормы на воде. Думаю, не нужно объяснять, что это взаимодействие должно находиться строго в рамках существующей законодательной базы. А поскольку подавляющее большинство рыболовов-судовладельцев пользуются маломерным флотом, рассматриваемые правовые вопросы будут относиться именно к этой категории судов.

Но прежде чем говорить о правах судовладельцев и шкиперов, я хочу обратить их особое внимание на строгое и неукоснительное выполнение ими же своих ОБЯЗАННОСТЕЙ! Лишь выполнив это в полной мере, они могут уверенно заявлять и о своих правах. В чем же эти самые обязанности заключаются?

Начнем по порядку — с законодательной базы. Основная регламентация действий судовладельца при регистрации судна прописана в приказе № 500 МЧС РФ от 29.06.2005 г. «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Полный текст приказа можно найти практически на любом из правовых сайтов (например — www.gims-spb.narod.ru), мы же остановимся лишь на тех пунктах, которые определяют порядок регистрации.

Пункт 1 упомянутого приказа определяет виды водной техники, которые подлежат регистрации в ГИМС МЧС. Для нас важными будут следующие положения:

  • подлежат регистрации все суда с подвесными моторами независимо от мощности.

Комментарий. Выходит, что какой бы мотор ни был — хоть двигатель внутреннего сгорания, хоть электрический — и вне зависимости от его мощности, но после того, как он размещен (!) на судовом транце, на борту этого судна обязан наличествовать записанный в судовом билете регистрационный номер. Иначе судовладелец оказывается нарушителем закона и может быть подвергнут административному наказанию на основании статьи 11.8 «Кодекса об административных нарушениях» (КоАП) «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления».

С полным содержание этой статьи и КоАПа в целом тоже можно ознакомиться на правовых сайтах Интернета — например, здесь: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_12.htm

  • не подлежат регистрации надувные безмоторные суда грузоподъемностью менее 225 кг, эксплуатируемые во внутренних водах.

судовой билет

судовой билет

Комментарий. Необходимо иметь в виду, что не регистрируются только те небольшие суда, что эксплуатируются в границах РФ вне закрытых для свободного посещения акваторий. Если же вы планируете свои поездки в закрытый район или в приграничную зону, то даже и небольшие лодки должны быть зарегистрированы.

В разных субъектах РФ регламентация подобных действий может несколько отличаться, но, в частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области порядок определен документом «Приложения к Правилам пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоемах Санкт-Петербурга и Ленинградской области», которые утверждены 03.02.2004 г. Там есть глава «Извлечения из правил пограничного режима на территории Ленинградской области». Интересующий нас подпункт 4а) «Порядок учета, содержания и использования маломерных самоходных и несамоходных судов»

4.1. Маломерные самоходные и несамоходные суда (далее — плавсредства), используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах и в других пунктах базирования.

Помимо регистрации в установленном порядке в органах, осуществляющих надзор, плавсредства должны быть зарегистрированы в ближайшем подразделении пограничных органов и пограничных войск СЗРПУ ФСБ России, о чем на регистрационных документах их владельцев проставляется специальный штамп.

Комментарий. Прежде чем выезжать в погранзону или закрытые районы, ознакомьтесь с порядком пользования маломерными судами на водных объектах этих территорий.

Возвратимся снова к Приказу № 500, там есть «Глава II. Государственная регистрация судов и прав на них».

Пункт 12. …представляют в государственные инспекции по маломерным судам документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов — в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Комментарий. Как видите, достаточно жесткие требования по времени для регистрации судов. Хотя в осенне-зимний период на это требование инспекции особого внимания и не обращают.

Пункт 13. Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов.

Комментарий. Регистрация судна производится по заявлению судовладельца либо по месту его прописки (например — СПб), либо по месту постоянного базирования судна (это может быть и рыболовно-охотничья база в любом субъекте РФ, если лодка хранится там, а может — дача владельца в области). В итоге — выбор за владельцем.

Пункт 15. Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна. В случае наличия нескольких собственников (сособственников) судна государственная регистрация судна и права собственности на долю в общей долевой собственности на него производятся на каждого из собственников судна.

После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее — судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна. Судовой билет является документом, подлежащим учету, а также имеет учетные степень и номер. Бланки судовых билетов изготавливаются централизованно в установленном порядке по заказу МЧС России. Судовой билет хранится у судовладельца. На судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.

При государственной регистрации судна, находящегося в общей долевой собственности, судовой билет выдается каждому сособственнику с указанием всех сособственников и размеров их долей в общей собственности в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения». В этом случае все судовые билеты, выданные на одно судно, имеют одинаковую юридическую силу.

Комментарий. Очень интересный пункт, который почему-то еще в прошлом году выполнялся не полностью. В частности, совладельцам судна отказывалось в выдаче двух судовых билетов. Хотя это не главное. А на что же следует обратить внимание? На выделенный текст. Много копий сломано вокруг вопроса «что должно быть на судне?» Здесь, как и во всех документах «взрослого» судоходства, четко прописано — ЗАВЕРЕННАЯ КОПИЯ. Сам судовой может храниться дома.

А теперь — самая главная информация: список документов для регистрации судна.

Пункт 18. Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:

1) заполненной регистрационной карточки — заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги;

  • документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;

  • подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:

  • справка-счет;

  • товарный чек;

  • договор купли-продажи или дарения;

  • свидетельство о праве на наследство;

  • судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;

  • документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;

  • иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже.

5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

Комментарий. При заполнении судового билета все документы сотрудником ГИМС МЧС изучаются, и данные из них вносятся в судовой билет. По окончании процедуры оформления — ставится штамп «документы погашены».

Пункт 22. Зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу или его доверенному лицу выдается оформленный судовой билет и возвращаются подлинники документов, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 18 и пунктом 19 настоящих Правил, с нанесенной на них записью о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.

Комментарий. На основании этих документов произвести повторную регистрацию лодки или мотора на законных (!) основаниях уже не удастся. То есть, вопрос о записи одного ПЛМ в два судовых отпадает сам собой.

Пункт 24. При утере, порче судового билета на основании заявления собственника судна или его доверенного лица после проведения первичного технического освидетельствования судна выдается дубликат судового билета. В судовом билете ставится штамп «ДУБЛИКАТ», а в судовой книге делается соответствующая отметка с указанием номера и даты выдачи нового судового билета.

регистрационный номер судна

Комментарий. А вот при хищении документов для получения дубликата судового билета потребуется справка из милиции, подтверждающая наличие заявления о краже.

Пункт 25. …Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий — 15 — 20 мм.

регистрационный номер судна

В случае невозможности выполнить настоящие требования в силу конструктивных особенностей судна, размеры и место нанесения номера определяются органом государственной регистрации.

По желанию судовладельца судну наряду с номером присваивается название, которое указывается в заявлении судовладельца. Название судна наносится на оба борта в кормовой части судна.

Регистрационный номер или название судна наносятся также с внутренней стороны судна в месте, определенном органом государственной регистрации.

Комментарий. Это извлечение из п. 25. С прошлого года в ГИМС МЧС стали более требовательно подходить к выполнению этого пункта. Номер, выполненный на куске материала и привязанный к лееру, никак не вписывается в требования. Чтобы избежать неприятностей на воде такой номер можно либо приклеить к борту лодки, либо сделать его съемным с использованием «липучек».

Хочу обратить внимание на часть пункта «…место нанесения номера определяются органом государственной регистрации». Если при регистрации своего судна вы сумеете объяснить инспектору ГИМС, что наличие фурнитуры и оснащения, установленного производителем на лодке, не позволяет выполнить требования этого пункта Приказа, то в ряде случаев удается согласовать и применение съемного номера. Только запись о подобном использовании номера должна быть обязательно сделана в судовом билете.

И завершаем обзор Приказа № 500.

Пункт 32. При изменении места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности вносятся изменения в судовую книгу и судовой билет без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).

Комментарий. Приложение к приказу МЧС России от 21.07.2009 № 424 (http://www.mchs.gov.ru/law/index.php?ID=25789) вносит некоторые изменения в пункт 32, разрешая не изменять номер судна (не производить замену судового билета) при замене двигателей на более мощные.

Не могу не упомянуть еще один из основополагающих приказов ГИМС МЧС — № 502 от 29 июня 2005 г «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (http://www.mchs.gov.ru/law/index.php?ID=8338) — и приведу выдержку из него.

Глава II. Порядок пользования маломерными судами

Пункт 3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Комментарий. До того момента, пока судно не будет зарегистрировано в установленном порядке, вы не имеете права им пользоваться. Исключение могут составлять лишь «форс-мажорные» обстоятельства — например, как было в прошлом году: некоторое время в ГИМСе отсутствовали бланки судовых билетов, и из-за этого судовладельцы, подавшие документы на регистрацию своих судов, получили лишь устное разрешение — и были вынуждены почти в течение месяца использовать свои суда без номеров и без судовых билетов.

Обращает на себя внимание и один подпунктик пункта 8:

При плавании на маломерных судах запрещается:

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.

Комментарий. Этот пункт напрямую касается так называемых «прокатных» лодок с рыболовно-охотничьих баз: имейте в виду, что большинство из них зарегистрированы только как гребные.

И еще одно положение, которое, на мой взгляд, также требует детального разбора.

Пункт 9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете.

Комментарий. Этот вопрос, пожалуй, является наиболее дискутируемым в Интернет-ресурсах. Тем более что подразделения ГИМС МЧС иногда достаточно вольно трактуют эти самые нормы снабжения. Но есть соответствующий приказ, подготовленный на базе регламентирующих документов «взрослого» флота.

комплектация судна

«Временные правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации», утверждены приказом Главного управления ГИМС России от 28 июня 2001 года № 42. Правила, конечно, старые, но более новой редакции и новых требований пока не имеется. Поэтому все требования по комплектации и снабжению судов можно брать из них. Эта комплектация в общем случае должна соответствовать таблице:

сигналы бедствия

6.3.4.4. Все суда, независимо от района плавания, кроме гребных лодок (лодочных) прокатных станций, должны иметь фальшфейеры красного огня, а на судах, эксплуатируемых в прибрежной части морей и на больших озерах следует иметь дополнительно ракеты бедствия парашютные.

Комментарий. Большинство судовладельцев могут интересовать только два выделенных красным столбца. Все логично и понятно, вызывает недоумение лишь один пункт — «Ракета бедствия парашютная». Дело в том, что надлежащее место хранения для подобных сигнальных средств достаточно проблематично оборудовать на надувных лодках из ПВХ, особенно оборудованных навесным транцем (читаем пункт 6.3.14.15: «На судах должны быть предусмотрены условия хранения, обеспечивающие безопасность и готовность к действию имеемых пиротехнических средств»). Поэтому большинство подразделений ГИМС МЧС с пониманием относится к сложности выполнения этого пункта — и допускают замену на комплект «Сигнал охотника».

6.3.4.5. Индивидуальные спасательные средства, находящиеся на борту судна, должны быть окрашены в оранжевый цвет с нанесенным на них бортовым номером (названием) судна и соответствовать требованиям стандартов.

спасательный жилетспасательный жилет

Комментарий. Под термином «стандарт» понимается ГОСТ 22336-77, который определяет форму, цвет и остальные характеристики спасательных жилетов.

Один нюанс: при использовании одного и того же спасжилета на нескольких своих судах или, скажем, на судах своих приятелей, ГИМС МЧС допускает изготовление водостойкой (заламинированной) карточки с указанием личных данных и данных судов, в экипажах которых доводится выходить в плавание.

В дальнейшем мы продолжим знакомство с современной законодательной базой и поговорим о порядке и особенностях прохождения ежегодного Технического осмотра судна и других правовых аспектах пользования маломерными судами в РФ.

Примечание. Напомню, что регистрация плавсредства может быть произведена либо по месту вашей прописки (регистрации), либо по месту постоянной стоянки лодки.

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 5 — 2010г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*