Без насадки

Без насадки

Без насадки

Цели современного рыболова давно ушли от банальной добычи рыбы на пропитание, а уровень оснащения настолько высок, что в производстве снастей и снаряжения используются чуть ли не космические технологии. Сегодня актуален спортивный подход: обмануть, поймать самую хитрую, осторожную и «грамотную» рыбу, а на первые места вышла ловля вообще без наживки — на искусственные обманки, например, спиннинг или нахлыст. В том числе совершенствуется и зимняя подледная ловля, где все большую популярность набирает безнасадочная ловля на мормышку.

Насколько эта ловля интересна, трудно описать словами — надо пробовать самому. Однако начальный опыт, скорее всего, окажется негативным: просто так, без мотыля, рыба у новичка почему-то ловиться не хочет. Но это только первое впечатление: при правильном подходе и умении ловится — и еще как! И самое главное — именно тогда, когда на любую наживку она совершенно не обращает внимания. В чем же секрет и почему рыба хватает это бездушный и невкусный предмет с крючком?

«Дразнилка»

Суть ловли на «безнасадку» проста — надо рыбу раздразнить, пробудить в ней интерес. Заставить попробовать на вкус эту необычную «букашку» (фото 1), вибрирующую у нее под носом. Вызвать хватательный рефлекс — раздразнить до «белого каления», заставить атаковать, отогнать или попросту уничтожить. То есть играть на рефлексах и инстинктах, на рыбьих нервах. Имитация каких-то подводных обитателей, конечно, тоже имеет место быть, но безнасадочная мормышка скорее все-таки «дразнилка».

фото 1

Кого, например, может напоминать рыбе своей формой трехлапая приманка типа «Медуза» (фото 2)? Подобных «букашек» в наших водах просто не существует. Но, что интересно, имитации реальных кормовых объектов как раз часто ловят намного хуже, чем фантазийные приманки. Например, искусственный «Мормыш», даже выполненный как идеальная копия, заметно уступает приманке такой необычной формы, как «Чертик» (фото 3), который неизвестно что имитирует. Когда-то, в пору его появления и первого фурора вокруг его необычайной уловистости, рыболовы пытались найти его прототип, но в итоге все пришли к единому мнению, что это — не имитация, и в данном случае работает совсем другой принцип. Какой?

фото 2

Давайте рассмотрим, что происходит при ловле на «безнасадку». Мы разнообразно играем мормышкой и зачастую с очень большой частотой или амплитудой, т.е. так, что ни одному живому организму подобные движения даже в дурном сне не виделись. И бывает, что рыба ее атакует даже при таких очень агрессивных движениях, до того проигнорировав спокойные, близкие к естественным колебания. То есть — реагирует не на имитацию движения реального кормового объекта, а на провоцирующую игру. Именно игру.

Мы порой играем с рыбой, как с кошкой бантиком — поддразниваем, пытаемся просто вызвать интерес. Это один вариант, спокойный. Другой — агрессивный, когда движения мормышки переходят все границы естественного. Впервые испытав подобный тип проводки, просто от безысходности, я был немало удивлен, что не распугал всю рыбу в округе, а получил очень уверенную поклевку. Рыба явно жестко атаковала, а не просто пыталась съесть приманку.

фото 3

То есть, надо понять, что доступный диапазон видов проводок и их комбинаций очень широк. От самых медленных и плавных до резких и агрессивных. Какая из них будет рабочей и востребованной непосредственно в данный момент — зависит от многих факторов: от настроения рыбы, ее вида, типа мормышки и т.д. Но надо понимать, что какого-то единого рецепта или правила в этой ловле вывести невозможно. Все подбирается и определяется непосредственно на каждой, отдельно взятой рыбалке, отдельном конкретном водоеме. И вдобавок меняется в течение дня.

фото 4

Например, утром рыба активно кормится, ее цель — что-то съесть. И могут работать спокойные проводки, близкие к естественным движениям водных организмов. Потом, ближе к обеду, она насытилась — и в ход идут уже дразнящие варианты, комбинации, поскольку наша цель — привлечь внимание сытой рыбы и заставить ее схватить мормышку. Это общая картина, а вариантов может быть очень много. При подледных съемках я неоднократно наблюдал, как рыба подолгу рассматривает вибрирующую приманку, а потом явно из интереса щиплет ее губами. Но бывают и прямо противоположные моменты, когда откуда-то из-за объектива вдруг выскакивает шальной окунь — и без раздумий хватает мормышку из-под носа своих пассивно наблюдающих собратьев. То же самое может происходить, скажем, и с кормящейся плотвой. Стая собирает со дна корм, большинство не обращает никакого внимания на приманку, но вдруг одна из них уверенно подплывает — и втягивает ее в рот. И о каких правилах можно говорить, если рыба даже одного вида и из одной стаи ведет себя по-разному?

фото 5

Меняйте чаще

Известно, что каждая приманка требует своего, персонального подхода. То, что действенно в данный момент с небольшой вольфрамовой «Дробинкой» (фото 4), может совершенно не работать с легкой удлиненной «Уралкой» (фото 5) — и наоборот. То есть, каждая модель требует своей игры для данного момента. И именно это зачастую и является той самой изюминкой, которая возобновляет, казалось бы, совсем затихший клев. Смена приманки и проводки. Это очень и очень важно! Смена типа мормышки, а в совокупности — и вида игры, вновь возрождает внимание рыбы. Наблюдая это действо под водой, я поражался, насколько быстро падает интерес рыбы к мормышке. Первая реакция очень сильная: вся рыба с ближней округи сразу подплывает к движущейся приманке. И обычно самая шустрая старается тут же схватить и попробовать ее на вкус. Но уже на третьей проводке интерес падает — и вызвать атаку может только смена игры. А далее рыба просто перестает замечать мормышку, и схватить ее может только приплывшая со стороны. Но стоит сменить приманку — и все повторяется. Главный практический вывод из этого наблюдения: не надо засиживаться на одной лунке и вымучивать поклевку. Намного правильнее использовать первый, активный интерес — и потом переходить на свежий участок, к другой рыбе. Или хотя бы сменить приманку.

фото 6

Каждому — свое

Также известно, что мормышки различаются не только по своей уловистости вообще, но и даже по отдельной рыбе — разные ее виды предпочитают какие-то свои модели. Лещу нравится одна форма, плотве — другая и т.д. Почему? Может, каждая мормышка конфигурацией и размерами соответствует каким-то определенным пищевым предпочтениям для рыбы этого вида? Возьмусь предположить, что дело больше все-таки в колебаниях, точнее — в их различии. Ведь по законам гидродинамики у тех же «Дробинки» и «Уралки» они просто не могут быть схожими — благодаря их разной форме. Вытянутая и вдобавок изогнутая мормышка будет двигаться совсем по-другому, нежели шароподобная «Дробинка». И именно эти различия наиболее актуальны для рыбы. Внешний вид, конечно, тоже важен, но все-таки, исходя из моих практических наблюдений, тип проводки, вибрация, особенности колебаний, движений имеют приоритет в «безмотылке».

Немаловажен и размер мормышки. Одинаковая форма при разном ее размере (объеме) будет «играть» по-разному. Мы можем не обратить внимания на, казалось бы, несущественную разницу в один миллиметр, но для рыбы она может оказаться ощутимой. В качестве утрированного примера представьте какого-нибудь плоского «Клопа» в двух размерах — 5 и 10 мм длиной (фото 6). Какова у этих двух мормышек будет разница сопротивления воде во время колебаний? Насколько изменится возмущение воды, все гидроакустические параметры? Как повлияет повышение инертности приманки на ее «игру»? Очень заметно, и все это происходит при любом, даже небольшом, изменении размера, только в разной степени.

фото 7

Не менее важно и соотношение «масса — объем» — удельная плотность материала. Небольшая и тяжелая вольфрамовая мормышка будет «играть» заметно резче, чем объемная и легкая модель, изготовленная из свинцового сплава или олова. Меньший объем при более высокой массе будет иметь меньшее сопротивление воде со всеми вытекающими последствиями. На практике все это выражено в том, что при одинаковой проводке (работе сторожком) мормышки из разных материалов и разного размера в толще воды движутся по-разному.

«Обвес»

На «игру» мормышки заметно влияет и «обвес» в виде крупного бисера или всевозможных «крылышек» (фото 7), которые не только притормаживают колебания, но и вдобавок парусят — меняют траекторию движения мормышки. То есть, одна и та же модель будет «играть» по-разному без дополнительного оснащения и с ним. И в этом плане надо учитывать, что «обвес» мормышки зачастую становится намного важнее самой приманки. А та в данном случае выступает больше в роли трейлера — основы, на которой располагаются и «играют» разнообразные бусинки, цепочки, «крылышки» и т.п.

фото 8

Особо это выражено в крупной и легкой подвеске, когда этот элемент может двигаться даже энергичнее, чем сама мормышка — и привлекать к себе основное внимание рыбы (подвеска «Серьга» на фото 8). А если подобные дополнения расположены вдобавок еще и на подвижных крючках, то само тело мормышки может вообще существенно потерять свою актуальность. Пример — мормышка «Медуза» с подвесным крючками (фото 9). При подводных съемках отлично видно, как рыба реагирует именно на движение, вибрацию крючков, как отдельных частей — и пытается откусить именно их. Наверное, многие замечали, как, например, плотва упорно попадается на один из трех крючков «Медузы», на котором расположен бисер какого-то определенного, понравившегося ей цвета. И что в этом случае представляют эти крючки с бусинками, если исходить из теории имитации? Ножки подводного насекомого, особое лакомство, которые рыбе надо непременно оторвать и съесть отдельно? Конечно же, нет. И вывод один: в большинстве случаев все элементы в «безнасадке» выступают в качестве раздражителя — как по отдельности, так и в совокупности.

фото 9-10

И раз уж речь пошла о дополнительном «обвесе», то надо отдельно рассмотреть и звучание бисера или подвижных крючков. Простейший эксперимент в банке с водой покажет вам, насколько различается это звучание в зависимости от материала бисера. Стеклянный, пластиковый или капроновый материал очень отличаются по силе и типу звучания. Какой вид требуется разной рыбе, сказать однозначно сложно. Бывает по-разному: то «звонкое» стекло ловит лучше, а то наоборот — лучше «бесшумные» кембрики. Многое зависит от настроения рыбы, сезона и т.д. Надо просто иметь разные варианты в своем арсенале — и пробовать все на месте.

Кивок

Теперь необходимо вспомнить о самой снасти. Главный инструмент «безмотыльщика» — это кивок, а каково его влияние на «игру» мормышки — можно даже и не говорить. Материал пластины, а также ее геометрия — длина, толщина и конусность, очень важны. По сути, каждому требуемому типу игры в совокупности с определенным видом мормышки должен соответствовать свой тип кивка. Простейший пример — короткий пластиковый сторожок отлично отрабатывает высокочастотную игру, но не сможет должным образом выполнить плавные «лещовые» качания. Именно поэтому в ящиках опытных «безмотыльщиков» такое количество заранее снаряженных удочек с разным оснащением.

На первый взгляд, моделей кивков вроде бы очень много, но, исходя из основных параметров, все это многообразие можно разделить лишь на две группы — по материалу пластины и ее геометрии. Изменяя эти основополагающие параметры, мы можем получить очень разные по своим характеристикам кивки.

фото 11

Пластиковая пластина менее инертна и быстрее отрабатывает колебания, а металлическая — более плавная и медлительная. Далее на эти отличия налагается и разница в работе длинных или коротких кивков и, конечно, конусных или прямых. Возьмем, например, короткий пластиковый кивок с выраженным конусом (фото 10) и длинный металлический прямоугольного профиля (фото 11). Первый вариант идеально подходит для игры высокочастотной, малоамплитудной — быстрой и мелкой. А второй — для более спокойной, широкой и медленной, высокоамплитудной и низкочастотной. Разные виды кивков подбираются по совокупности всех условий ловли и оснащения.

Леска

Важна и леска. Принято считать, что она должна быть максимально тонкой. Но это требуется не всегда. Ведь главное — не ее незаметность для рыбы, а информативность передачи колебаний кивка к мормышке. Просто представьте, как будет «играть», допустим, «чертик» крупного размера на леске двух разных диаметров — 0,1 и 0,15 мм на большой глубине (читай: при большой длине лески). При неоправданно малом диаметре тонкий и упругий нейлон станет заметно гасить колебания по пути от кивка к мормышке. В итоге не всегда требуется самая тонкая леска, а ее диаметр и упругость должны соответствовать массе мормышки.

фото 12

Кроме этого надо учитывать, что леска обладает «парусностью» при движении в воде. Например, представьте, что происходит с толстой леской при ловле на течении. Ее не просто сносит тягой воды, а вдобавок еще и выдувает в дугу. Как это влияет на работу всей снасти и непосредственно на колебания приманки можно легко представить. Даже сравнительно небольшая «тяга» в озере или на водохранилище вносит свой вклад в «игру» мормышки при большой длине лески. Это влияние бокового сопротивления, которое напрямую зависит от общей площади лески — диаметр помноженный на длину, что, в общем-то, понятно всем.

фото 13

Но существует и еще один «подводный камень», связанный с толщиной и длиной. Вертикальное движение лески в воде также имеет заметное сопротивление. Все, конечно, относительно, и мы его почти не замечаем, когда руками вытаскиваем леску из лунки. Но, чтобы понять, что оно существует, просто вспомните какое сопротивление вы ощущаете, когда вытягиваете из воды оборванный на зацепе шнур при ловле спиннингом. При длине в 20 м, даже при небольшом диаметре, оно при подмотке катушкой очень заметное. И это ощутимо даже при подмотке с помощью механизма с шестеренками. А в какой степени действует подобное сопротивление при передвижении лески с помощью тонкого и гибкого кивка? Факт, что оно существует, и понять, насколько это влияние меняется при увеличении диаметра, думаю, нетрудно. В итоге необходимо учитывать, что одна и та же мормышка, но с разной снастью, на разной глубине и в разных условиях будет работать в воде по-разному — и все оснащение должно быть соответственно сбалансировано.

Удильник

Надо упомянуть, конечно, и удилильники во всем их многообразии. И у каждого «безнасадочника» — свои модели, соответствующие личным вкусам (фото 12). Общие требования просты: удобная в ладони, легкая, теплая и функциональная удочка. Если говорить более подробно, то нужно выделить узел катушки, который не должен допускать сброса петель и закусывать леску, как это случается, например, со всеми нами любимой «балалайкой». А вот, например, такая конструкция безосевой удочки подобного недостаткам лишена (фото 13). Второе требование к катушке — это наличие так называемого «фрикциона», т.е. возможности сброса лески при критическом натяжении. Это очень важно, поскольку обычно в «безнасадке» применяются очень малые лесочные диаметры — и при ловле на малых глубинах, когда растяжимости упругой лески недостаточно, чтобы погасить излишне резкий рывок даже среднего размера рыбы, при подсечке легко оборвать тонкую нить. В связи с этим можно упомянуть и шестик, который тоже в некоторой степени гасит, амортизирует излишне резкое усилие при подсечке. Достаточная длина, тонкий диаметр и упругий материал способен заметно снизить количество обрывов. Но надо учитывать, что длина шестика так же влияет и на параметры игры кивком: длинным можно работать с широкой амплитудой, а вот для высокочастотной и низкоамплитудной игры все-таки удобнее более короткие шестики (фото 14). Хотя все это, естественно, дело вкуса и привычки.

фото 14

Модели «безнасадок»

В заключение статьи рассмотрим некоторые модели безнасадочных мормышек и их различия. Для примера возьмем максимально отличающиеся как по форме, так и по оснащению. Например, «Нимфу», «Чертика» и «Медузу».

Первая (фото 15) известна уже много лет и ее можно позиционировать как самую универсальную и популярную модель. Она допускает самое разнообразное применение, по разной рыбе. И у многих «безнасадочников» считается самой «убойной» мормышкой. «Нимфа» обычно включает в свое оснащение так называемые «крылья» — тонкие и легкие пластиковые диски, которые при работе мормышкой очень оригинально «играют», порхают на цевье крючка. Это, пожалуй, самый подвижный «обвес» из всех применяемых в безнасадочной мормышке, что вносит немалый вклад в уловистость этой модели. Одна из главных особенностей «крылышек» заключается в том, что они, придерживая, подтормаживая крючок, почти не влияют на «игру» самого корпуса мормышки, т.к. большое внутреннее отверстие позволяет им двигаться почти независимо от его колебаний. Но как бы ни влияли «крылышки» на уловистость, а форма «Нимфы» и ее угол подвески также очень важны. Их сочетание дает ту самую, привлекательную для рыбы «игру» мормышки, когда вертикальные и горизонтальные колебания находятся в правильной пропорции. При изменении амплитуды меняется и степень раскачивания мормышки в горизонтальной плоскости, чем можно добиться самой разнообразной «игры» — и тем самым привлечь всевозможную рыбу в разных условиях.

фото 15

Сравнительно недавно набравший популярность «Чертик» (фото 16) уже заметно отличается от «Нимфы». И главное его отличие заключается в вертикальной подвеске. Конечно, никто не запрещает изменить угол даже до 30º, но, по моему скромному мнению, это уже будет не «Чертик». Именно вертикальное расположение, и в связи с этим отсутствие каких-либо горизонтальных движений при игре, как раз и является изюминкой мормышек этого вида. Пусть форма «Чертиков» и допустима разная, но факт, что она всегда строго пропорциональна в своем сечении, и ее геометрия обычно не допускает каких-либо боковых, несимметричных отклонений. Пусть это вытянутая капля, пузатый «клопик» или тонкий столбик, но они всегда пропорциональной формы.

фото 16

«Обвес» этой категории мормышек играет уже далеко не такое значение как у «Нимфы». «Чертики» без дополнительного оснащения ловят зачастую даже лучше, чем с ним, что говорит о важности параметров именно самого тела этой мормышки. Более того, надо учитывать, что перебор в размере бисера, вдобавок подвешенного на один крючок, заметно изменяет характер колебаний этой мормышки. Естественно, имеют право на жизнь самые разные варианты, но классический «Чертик» все-таки применяется с «голыми» крючками или с самым мелким бисером на всех трех крючках.

фото 17

А вот «Медуза» (фото 17), совсем недавно появившаяся в наших арсеналах, как раз всегда, в обязательном порядке, имеет в своем оснащении бисер. Особенность этой мормышки заключается в подвижных подвесных крючках, которые просто перестают «играть», если не будут иметь на себе дополнительных элементов. Колебания крючков в совокупности со звуком — звоном бисера — очень эффективно привлекают рыбу. Как я писал выше, подробно рассмотрев работу «Медузы» через подводную камеру, могу с уверенностью сказать, что именно движение крючков и бисера на них имеют в данном случае первостепенной значение. Движение, вибрация этих подвижных элементов могут быть очень незначительными и даже незаметными для человеческого глаза, но рыба все отлично ощущает и реагирует на них. Именно поэтому следует уделять особое внимание качеству подвески крючков и подвижности бисера на них. Также при выборе этих мормышек нужно следить за параллельностью положения крючков в крайнем верхнем положении. То есть — как они встанут при падении мормышки вниз. Проверить это просто — если перевернуть «Медузу» вниз крепежным колечком, то крючки должны расположиться в строго параллельной плоскости (фото 18). Если один из крючков встанет криво, то при свободном падении «Медуза» будет заваливаться на бок, что крайне нежелательно. Она должна падать строго вертикально, а крючки при этом расходиться параллельно в стороны. Кстати, плавное падение, планирование «Медузы» на дно за счет того, что крючки парусят и тормозят мормышку при погружении, тоже имеет немалое значение.

фото 18

Естественно, форма «Медуз», как и у всех безнасадочных моделей мормышек, не менее важна, т.к. первое впечатление на рыбу оказывает именно она. Применяя «Медузу», можно варьировать проводки от самых активных, с большой амплитудой, до высокочастотных — без выраженного движения тела приманки. В первом варианте рыба больше реагирует на колебания тела, а во втором — уже непосредственно на вибрацию крючков и бисера. Сочетая эти проводки, можно пользоваться «Медузой» и просто как «Чертиком», а можно, сначала раздразнив активной проводкой, вызвать на поклевку пассивную или осторожную рыбу за счет деликатной «игры» подвижных элементов. В итоге эту приманку можно поставить в категорию «два в одном» — и «Чертик», и классическая «безнасадка» в одном флаконе. На данный момент именно «Медуза» в моем арсенале стоит на первом месте.

Заключение

Ну вот, пожалуй, и все, если говорить о «безнасадке» в общем. Но для того, чтобы полностью и подробно раскрыть эту очень интересную и уловистую ловлю, надо посвятить каждой части и даже каждому элементу отдельную статью. Например, касаемо только «обвеса», дополнительного оснащения мормышки, можно говорить бесконечно. А если попытаться раскрыть тему проводок разных мормышек по разным видам рыбы, иначе говоря — технику ловли, то можно написать целую книгу. Кроме этого не менее важна и тактика, которая тоже отличается от ловли с насадкой. У «безнасадочников» свой, особый стиль, который, кстати, у каждого опытного рыболова отличается даже при ловле на одном водоеме, что говорит о том, что однозначных инструкций в такой ловле быть не может — и каждому начинающему «безнасадочнику» приходится идти своим путем. Тем более надо всегда помнить, что подо льдом каждый год все меняется, и только постоянное совершенствование и эксперименты позволят вам ловить успешно и результативно. Удачи на льду!

М. Яруллин

"Спортивное рыболовство № 11 — 2010г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*