Этика поведения рыболова на водоеме

Этика поведения рыболова на водоеме

Этика поведения рыболова на водоеме

Как обычно, сначала несколько слов о языке, на котором мы говорим и о понятиях, которыми мы пользуемся. Итак, этика — философское учение о морали, нравственности как одной из форм общественного сознания. Но и норма поведения класса или группы людей. Мораль — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. Соблюдение признанных принципов морали и есть нравственность.

Почему я позволяю себе высказывать на страницах периодического издания мысли о взаимоотношениях между рыболовами, так только потому, что сейчас, с одной стороны, "висит необходимость" в очередной раз проводить повторение "пройденного" ранее относительно технических приемов ловли рыбы с учетом последних достижений. А, с другой стороны, наше технократическое время нанесло настолько существенный урон запасам рыбы, что иногда думаешь, а не прекратить ли ловлю рыбы и не заняться ли ее разведением.

фото Р. КажимекасаЭтика поведения рыболова на водоеме является не только достаточно сложной, но во многих случаях и неоднозначной. Например, как можно осуждать жителя Крайнего Севера за то. что он ловит рыбу для пропитания сетями. Но при этом ни один нормальный "коренной" житель не позволит ни себе и никому пользоваться при ловле рыбы взрывчаткой или электротоком.

Вопрос о поведении рыболова на водоеме я бы разделил на три отдельных части, которые, конечно, неразрывно связаны друг с другом. Это отношение рыболова к рыбе, отношение к самому водоему и отношение к коллегам по рыбной ловле.

Отношение рыболова к рыбе

Если вспомнить, то в средние века отношение к рыбе, также как и к другим предметам охоты, было аналогичным тому, как фермер относится к своей скотине, которую он выращивает, или к посевам, или к саду. В условиях сохранения частной собственности на землю в странах Европы такое отношение не только сохранилось до сих пор, но и стало еще более бережливым. И только у нас сейчас все происходит как в том известном анекдоте, когда мужик посадил картошку, а на следующий день ее выкапывает. На вопрос о том, зачем он это делает, следует ответ о том, что "очень кушать хочется".

Наше наплевательское и безжалостное отношение к рыбным запасам проистекает из безграмотности, из непонимания, как быстро все может закончиться, а также потому, что первобытный инстинкт гонит добытчика сорвать куш, пока его не опередили. Зачем ловить мелкую рыбу ценных пород, что с ней потом делать. Десятки килограмм мелкого подлещика, переработанные на "воблу", нанесут больше ущерба не только водоему, но и самому рыболову. Такой рыболов перестает осознавать смысл рыбной ловли. Потратить деньги на снасти, на транспорт, на прикормку, на приманку, а также время на переработку мелкой рыбы и после этого жевать вяленую "фанеру", и какое это удовольствие. Уж если ловить рыбу для еды, так только товарную. Но это не самое главное.

На мой взгляд, самое главное заключается в том, что у очень многих рыболовов изначально пренебрежительное отношение к рыбе. Если такому рыболову попадается на крючок мелочь, то вместо того чтобы аккуратно снять недомерка с крючка и отпустить в воду, рыболов просто и безжалостно бросает мелочь в сторону. Это же относится и к тем любителям, которые ловят рыбу непосредственно перед нерестом. Пренебрежительное отношение к рыбе приводит к тому, что рыболов, несмотря на все старания, не может научиться грамотно и эффективно ловить товарную рыбу любительскими снастями. Тогда рыболов или бросает рыбную ловлю (если он достаточно культурен и воспитан), или начинает искать способы не ужения, а добычи рыбы.

Не спорю, что есть очень интересные способы ловли, кроме удочки или спиннинга. Примером может служить ловля рыбы руками, авоськами в прибрежной траве в летнюю жару, тут нужна не только и не столько сноровка, а понимание водоема и поведения в нем рыбы в выбранное для охоты время. Даже ловля сетями или бреднями имеет свои особенности и приемы и неопытный браконьер (именно браконьер, те, кто поколениями добывает себе рыбу для пропитания сетями, умеют ее ловить) ловит рыбы меньше, чем опытный рыболов спортивными снастями. Но и рыболов-спортсмен нередко становится врагом рыбы страшнее браконьера, когда начинает вылавливать большие количества мелкой рыбы. Именно поэтому нужно ориентировать рыболовный спорт на ловлю крупной взрослой рыбы, а не мелкого подлещика или шурят-шнурков.

По моему глубокому убеждению, рыболовы, кроме определенных периодов жора рыбы, ловят наиболее ослабленных особей, которые отстают в развитии и тем самым представляют наименьших интерес с точки сохранения генофонда. Это не относится к мелкой рыбе. Пока рыба не достигла половой зрелости, она быстро растет, у нее большая конкуренция в стае и мало "жизненного опыта". Поэтому первая же встреча с крючком для мелкой рыбы весьма вероятно заканчивается трагично.

Если же на крючок попадается крупный лещ или плотва, то в этом заслуга не только рыболова, но и рыбы, потерявшей из-за "плохого самочувствия" бдительность. И не будет ничего страшного в том, возьмет ли рыболов ее как еду или трофей или сжалится и отпустит восвояси. Однако нашим водоемам это пока не грозит из-за низкой культуры рыбной ловли, в том числе и спортсменами.

Развитие мировой индустрии рыболовного спорта уже привело к таким снастям, против которых рыба устоять просто не может. Сверхтонкие лески, сверхпрочные крючки, сверхуловистые приманки, сверхсовременная техника и тактика ловли делают соревнование рыболова игрой с рыбой "в одни ворота". Из понимания этого факта на "западе" принцип "поймал — отпусти" получил буквально не только всеобщее признание, но и правовую поддержку. Принцип этот не был искусственно придуман, для рачительного хозяина он существовал с тех пор, как человечество перестало опасаться гибели от голода, но сейчас концепция ловли рыбы не ради добычи, а ради удовольствия, главенствующая. К сожалению, нам до этого еще далеко и спасает рыбу то, что жадность по отношению к ней тесно связана с жадностью по отношению к элитным, современным снастям. И на фоне того, как наши поплавочники и спиннингисты борются внутри себя с собственной жадностью, водоемы опустошают добытчики. Если бы культура отечественной ловли выросла бы до уровня наших более культурных в этом отношении соседей, принцип "поймал — отпусти" автоматически стал бы составляющей рыболовной этики. Правда, тогда бы в роли браконьеров оказались "спортсмены-подводники". Мне давно хотелось высказаться по этому поводу, вот теперь случай и представился.

Ловля острогой или с применением огнестрельного оружия во времена советского периода считались запрещенными. Но по непонятным причинам стрельба по рыбе из подводных ружей считалась (и считается) полноценным видом спорта. Связано, наверное, это было с тем, что выследить крупную рыбу, подобраться к ней на очень близкое расстояние действительно трудно, если запас воздуха в легких быстро заканчивается. Но подводные охотники (не спортсмены) быстро сообразили, что нужно заменить дыхательную трубку аквалангом. И после этого наши аквалангисты-охотники стали браконьерами-добытчиками. Особенно досталось маленьким рекам, из которых маточные стаи рыбы "выбиваются" круглогодично. На некоторых речках сейчас происходит "соревнование" между теми, кто пользуется электроудочками и аквалангами, кстати, подводная охота с применением аквалангов считается браконьерством.

Но даже если вы ловите разрешенными снастями и при этом наблюдаете, что рыбы в водоеме мало или ее количество уменьшается, то не лучше ли вообще прекратить ловлю.

Принцип "поймал — отпусти" бывает нелегко осуществить. Рыба во время вываживания и снятия с крючка травмируется, и если водоем инфицирован, а рыба ослаблена, то отпущенная рыба, очень вероятно, заболеет. Именно поэтому, например, для участия в международных кубковых соревнованиях по ловле карпа кроме снастей каждый участник обязан иметь специальный матрасик-корытце, в который помещается рыба, извлеченная из подсачека. В этой емкости с водой рыболов освобождает рыбу от крючка и обрабатывает ей рану, прежде чем отпустить в водоем. И участника без матрасика и специальной аптечки до соревнования просто не допускают!

А. Яншевский

"Российская Охотничья газета № 37 — 2002 г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*