Подбор «комплекта игоиста», или снова о моторах и лодках — Часть первая

Подбор "комплекта игоиста", или снова о моторах и лодках — Часть первая

Подбор "комплекта игоиста", или снова о моторах и лодках

часть 1 часть 2

Когда человек приходит в рыбалку своим путем, а не в рамках семейной традиции, самый трудный на этом пути — первый шаг. А именно — шаг, связанный с приобретением нового комплекта «лодка — мотор». И очевидно, что этот вопрос наиболее сложно решается для городских жителей, ибо изначально не совсем понятно, где и как будет использоваться и храниться данное снаряжение. Но когда ясность тут наступает, наваливается очередной вал сложных проблем, связанных с поиском оптимального сочетания этого комплекта под ваши задачи. Это и определило тему предлагаемой ниже статьи, в которой я попытаюсь прояснить эту непростую задачу и, по возможности, сузить направление поиска.

фото 1

Разобью ее на две части. В первую войдет небольшой обзор, на взгляд автора позволяющий прояснить вопросы, связанные с выбором и приобретением лодочного мотора небольшой мощности, а во вторую — результаты проведенного теста небольших лодок под этими моторами. Примерно такие комплекты в водно-моторных кругах рыболовов-любителей получили меткое прозвище «Комплект эгоиста» (фото 1).

Подобное название полно описывает предназначение этой категории маломерных моторных судов. Предполагается, что человек далеко не самых выдающихся физических кондиций в одиночку способен загрузить этот комплект — лодку и мотор — в автомобиль для доставки на водоем. А на берегу также самостоятельно все выгрузить (фото 2) и подготовить к плаванию. И после окончания рыбалки все сложить и засунуть в авто.

фото 1

Исходя из этого посыла, проведем небольшой выборочный маркетинг одноцилиндровых подвесных лодочных моторов (фото 3). В поле моего зрения попали наиболее часто встречающиеся на прилавках профильных магазинов и пользующиеся устойчивым спросом марки и модели моторов. Большую часть этого ряда лично довелось в большей или меньшей степени использовать на рыбалке или в процессе проведения испытания различных лодок на воде. Перечень, разумеется, не полный, но в значительной степени рисующий картину современного российского рынка моторов.

Может, это звучит и непатриотично, но, к сожалению, в этом сегменте рынка вопрос «наш — не наш» решается однозначно. Наш «Салют» ни по одному показателю не является конкурентом таким грандам, как Honda, Mercury Mariner, Suzuki, Tohatsu — Nissan Marine, Yamaha. В таком именитом окружении «Салют» может привлечь разве что одним — ценой. А надежность изделия, его комплектующих — увы, пока оставляет желать лучшего. На воде же, когда мотору доверена жизнь человека, все должно быть максимально надежно. Хотя, с другой стороны, если вы чувствуете, что где-то в глубине сознания затаилось и ждет своего часа желание до тонкостей разобраться во всех технических нюансах устройства отечественного мотора, а может даже — и что-то улучшить в его конструкции, рискните попробовать. Если же к подобному самопожертвованию пока не готовы, то выбор может пасть на один из вышеперечисленных брендов.

фото 1

Не вошли в мой список протестированных моторов изделия итальянской Selva — по причине очень скудной личной информации об их использовании. А также моторы китайских производителей, опыта эксплуатации которых и отзывов бывалых специалистов пока явно не достаточно. Тем не менее, представленные в таблице 1 — это на сегодняшний день наиболее распространенные и востребованные моторы. Какие-то рекомендации им, естественно, совершенно не нужны, и разговор пойдет лишь об их технических характеристиках, причем в той части, которая может быть полезна при выборе.

Но вначале несколько общих рекомендаций по подходу к выбору мотора.

Если вы живете в небольшом городе, где нет официального представительства этих фирм, тогда основным критерием выбора может быть близость сервиса к вашему населенному пункту. Вторым критерием может быть доступность сервиса и стоимость возможного ремонта. Так, к примеру, для Северо-Западного региона наиболее доступным и дешевым оказывается обслуживанием моторов Mercury и Suzuki, а наиболее дорогим, да и с наибольшими сроками поставки комплектующих — Honda. Хотя, ради объективности, нужно сказать, что эти бренды своей надежностью заслуживают самой высокой похвалы. Однако справедливым будет и такой посыл: в линейке каждого производителя наравне с очень удачными моделями присутствуют и менее удачные. Но сейчас речь пойдет лишь о совсем маленьком сегменте рынка, в котором таких заметных отличий не наблюдается.

таблица 1

Все эти маленькие моторы при условии грамотного и своевременного обслуживания, а также бережной эксплуатации отлично работают по многу лет и не доставляют своим хозяевам особых проблем. Долговечность бесперебойной работы такого мотора будет определяться в первую очередь тем, как он обкатывался, транспортировался, эксплуатировался, хранился, обслуживался, т.е. вашим вниманием к нему и выполнением требований производителя.

Следующий немаловажный вопрос — двум или четырем тактам отдать предпочтение. В общих чертах рассуждения могут выглядеть так.

2-тактный мотор — это простота в обслуживании, надежность и неприхотливость. Устойчивая работа в широком диапазоне температур от −15 до +35°С. Минимальные вложения по обслуживанию, благосклонно принимает наш 92-й бензин. Перевозка и транспортировка с минимальными ограничениями. Грамотно обслуженный в конце сезона и хранившийся в соответствии с рекомендациями зимой, мотор, как правило, в начале сезона отлично заводится и работает все лето без какого-то дополнительного внимания со стороны владельца.

Рулевому помимо выполнения своих основных функций остается в нужной пропорции смешивать бензин с моторным маслом TC-W3 (предназначенным для ПЛМ), внимательно следить за наличием струи воды из контрольного отверстия контура системы охлаждения да контролировать затяжку струбцин мотора на транце лодки.

Обычно расходными материалами впервые годы жизни мотора могут быть только свечи зажигания — после каждого сезона. Также к ежегодным расходным материалам следует отнести и редукторное масло. Его рекомендуется менять через 100 часов работы или раз по окончанию сезона, если суммарная наработка оказалась менее. Ну и крыльчатка помпы водяного охлаждения — ее рекомендуется заменять через каждые 200 — 300 часов работы мотора.

фото 4

Бензиновый фильтр, который встроен в топливную систему мотора, рекомендуется после каждого сезона лишь продувать струей воздуха в обратном направлении.

Также к расходным материалам, можно отнести и гребной винт- правда, это особенно свойственно любителям погонять по неизвестным акваториям….

4-тактный мотор — это более тонко организованный и настроенный механизм (фото 4), требующий к себе несколько большего внимания и при перевозке, и при эксплуатации, и при консервации на зимний период. Хотя конструкция таких маленьких моторов предельно упрощена, но, тем не менее, уход за ними нужен несколько иного уровня, чем за 2-тактными. Да и проведение диагностических и ремонтных работ требует достаточно высокого уровня знаний и навыков, поэтому лучше, если они будут постоянно находиться под присмотром профессионалов из специализированных сервисных центров.

В силу своих конструктивных особенностей 4-тактные моторы эксплуатируются на чистом, без добавления масла бензине. Те же конструктивные особенности делают 4-тактные моторы заметно экономичнее. Так, 2-тактные двигатели за час работы потребляют около 0,38 — 0,44 л на каждую лошадиную силу, в то время как 4-тактные-0,33 — 0,35 л. Эти данные получены в результате многочисленных тестов независимых западных экспертов. Они неоднократно публиковались не только за рубежом, но и у нас — в виде перепечаток, в частности — в журнале «Катера и яхты». Испытания, проведенные производителями маленьких ПЛМ, дают следующие значения часового расхода 5-сильных моторов. Так, например, 2-тактный Tohatsu М5 — 2,5 л/час, а 4-так-тный Tohatsu 5MFS- 1,7 л/час. A Yamaha для своих «малышей» дает следующие значения: 2-тактный 5СНН — 2,75 л/час, а 4-тактный F-4- 1,6 л/час.

Если же полученные цифры окажутся иными — например, превышающими указанные величины более чем на 0,2 л/час, то это даст основания задуматься о не оптимально отрегулированном карбюраторе. А если полученные значения оказались заметно меньше — то мотор не выходит на заявленную мощность.

В отличие от 2-тактных, для смазки трущихся пар в 4-тактных моторах есть масляный картер. Система смазки в этих моторах максимально упрощена, масло подается разбрызгиванием. Поэтому на низких и средних оборотах мотор может использоваться сколько угодно долго без каких-либо негативных последствий для себя. А вот при выкручивании ручки газа до упора (в этом примере мы говорим о длительной эксплуатации в данном режиме) нежелательные последствия могут и наступить. Причина — масляное голодание, просто данная система смазки для газа в «полную тапку» не очень подходит.

фото 5

Смену моторного масла в 4-такт-никах в соответствии с рекомендациями производителей необходимо производить после окончания процесса обкатки, затем — каждые 100 часов или по окончании сезона, если, опять же, пробег получился поменьше. В рекомендациях большинства производителей есть некоторые ограничения на применяемые в моторах масла — SAE 10W-30 и 10W-40. Точно так же меняется масло и в редукторе (этот процесс у 2-тактных и 4-такткных моторов идентичен). Для этого производителями рекомендованы специальные трансмиссионные масла GL-5 SAE 80W-90.

Как правило, по окончании сезона проводится общая диагностика мотора и консервация на зимний период хранения. Об этом подробнее мы уже говорили в специально посвященной консервации статье (см. «Немного о подготовке к зимнему хранению лодки и мотора» № 11 −2010-ред.).

Итак, общий обзор завершен, и данные наиболее популярных у нас моторов сведены в таблицу 1. На всякий случай — ссылки на сайты производителей:

— 2-тактные моторы — только начиная с 9,9 лс

По положению на сегодняшний день получается весьма любопытная картина. Некоторые производители начали частично отказываться от производства 2-татктных моторов категории Portable (портативный). А некоторые перенесли производство в Азию — из-за того, что Северная Америка и Западная Европа практически перестали ввозить и продавать подобные моторы на своей территории. Поэтому и отечественный рынок, вполне возможно, в ближайшее время тоже будет претерпевать какие-то изменения. А пока, как видно из таблицы 1, самая широкая гамма моторов — у Yamaha. Второе — третье места (условно) делят Mercury/Mariner и Tohatsu/Nissan Marine. В целом цифровые показатели не очень существенно отличаются в сопоставимых группах.

Вначале посмотрим на левые столбцы у каждого производителя, в них технические характеристики моторов от 2 до 3,5 л.с.

Если несколько углубиться в детали, которые не вошли в таблицу, то вначале можно обратить внимание на винты. Винты некоторых маломощных моторов изготавливаются из пластика (фото 5). Их фиксация на гребном валу мотора осуществляется при помощи штифта (водномоторники говорят — шпонки), которая предохраняет винт от повреждения при наезде на препятствие. Как правило, штатный винт является оптимальным по параметрам (диаметр 7 — 7,25 дюйма, шаг — 6 дюймов) и не предусмотрены винты с иными диаметрами и шагами. Поскольку посадочное место шпонки в винте оправлено металлом, с подбором материала для шпонок нужно быть очень аккуратным. Если металл окажется прочнее рекомендуемого, то при ударе винтом о препятствие появится риск повредить винт и разбить это посадочное место. Если же металл шпонки окажется слишком пластичным, то он может согнуться — и законтрить винт или развальцеваться в отверстии, что сильно затруднит замену шпонки.

Какие-то производители оснащают маленькие моторы алюминиевыми винтам. Они, конечно, немного дороже, но и их скоростные характеристики несколько выше. Об этом в деталях речь пойдет чуть позднее.

Моторы этой категории оснащены встроенным баком от 0,5 до 1,5 л (фото 7). Если вспомнить ранее приведенные цифры по расходу, то можно подсчитать, на сколько часов хода хватит этого бака.

фото 6-7

Все моторы заводятся на нейтрали, а передний ход включается специальным рычагом. Исключение составляет лишь модель Honda 2 (фото 8), которая не имеет подключаемого хода. На ней установлена центробежная муфта — и ход начинается с повышением количества оборотов.

Honda 2, к слову сказать, один из немногих лодочных моторов, не имеющих принудительного водяного охлаждения. Он сконструирован с воздушным охлаждением, и если на вашей лодке предстоит лазить по камышам, в густой траве либо по мелководью, то этот мотор может быть ценной находкой. Вы сможете не заботиться о засорении системы охлаждения. Правда, платой за это удобство будет чуть увеличенная шумность.

Все эти маленькие моторы так установлены на крепежной струбцине, что возможен их полный поворот — и реверс осуществляется разворотом мотора на 180°. Моторы этой категории, как правило, не имеют положения «мелководного привода». И еще один конструктивная особенность, на которую прошу обратить внимание. Это строка в таблице 1 «Управление газом».

Есть несколько моделей у Mercury/ Mariner и Tohatsu/Nissan Marine, где управление дроссельной заслонкой в виде полозкового регулятора выведено на переднюю панель мотора, что значительно упростило конструкцию румпеля и общую компоновку мотора (фото 9).

фото 8-9

Это особенно удобно в двух случаях:

— когда есть необходимость долго поддерживать постоянную скорость, когда мотор используется на лодках длиннее трех метров и имеющих U-образный баллон, но нет необходимости ставить удлинитель румпеля (фото 10).

Если же мотор устанавливается на совсем маленьких лодках с U- или О-образной (замкнутой) формой баллона с навесным транцем, особенно при пользовании лодкой в одиночку, где без удлинителя румпеля не обойтись (фото 11), то моторы с подобным управлением газа оказываются не очень удобными.

Теперь посмотрим на старшую группу, в которой сосредоточены 4 — 6-сильные двигатели. И также начнем с винтов. Винты для этих моторов изготовлены уже из сплавов алюминия. Их фиксация на валу может быть разной: кто-то из производителей ставит шпонку, у других в ступице — торсионы (демпферы). Для этих моторов производителями предусмотрена возможность замены штатного винта. Так, на Mercury/Mariner можно поставить винты диаметром 8 дюймов и шагом последовательно 6, 7 и 8 дюймов. А у 4-тактных — Four Strokes 5HP — даже 9 дюймов.

фото 10-11

В моторах этой категории уже может быть устроен выхлоп отработанных газов через ступицу гребного винта. Все моторы имеют принудительное водяное охлаждение. Они могут быть оснащены как встроенными, так выносными баками или и тем и другим одновременно. Выносные баки, как правило, имеют емкость 12 л. При экономичном использовании этого с лихвой хватает на двухдневую рыбалку с суммарным пробегом более 100 км.

Рычаг переключения передач этой моторной группы имеет 3 положения — нейтраль, вперед, назад. Струбцины некоторых производителей — такие же по конструкции, как и у меньших моторов, т.е. могут обеспечить поворот на 360°, что делает использование мотора очень удобным, а лодку — маневренной.

Разные производители устанавливают разное количество уровней (положений) мелководного привода. Хотя практика показывает, что из всего обилия положений достаточно одного — промежуточного, которое обеспечивает погружение ниже уровня воды водозаборной решетки, а гребного винта — до положения чуть выше уровня киля лодки. На этой категории моторов управление газом вынесено на румпель, что делает их очень удобными для применения и с удлинителем.

фото 12-13

Сведенные в таблицу показатели мощностей и объемов цилиндров в целом позволяют составить достаточно объективную картину поведения этих моторов, когда они будут установлены на различные корпуса. Однако есть несколько моментов, которые из таблицы совершенно не видны, а могут проявиться, иногда — совсем неожиданно, лишь на воде. И до тех пор, пока лодка не спущена на воду, многие рассуждения «вообще» могут быть очень и очень далеки от реальности. И чтобы попытаться связать теорию с практикой, несколько человек из Питерского клуба рыбаков решили встретиться у воды.

Чтобы ограничить по объему и по времени предполагаемый тест лодок и моторов, было решено все уместить в рамки подбора вышеупомянутого «Комплекта эгоиста». По моторам решили ввести ограничение по мощности от 3 до 6 л.с. — исходя из того, что часть таких моторов может использоваться шкиперами без прав.

фото 14

Участники теста предоставили свои моторы (фото 12), которые были в очень хорошем или даже отличном техническом состоянии, особенно это касалось винтов. К сожалению, не все моторы из списка именитых брендов (см. таблицу 1) удалось получить для тестовых заездов. Но даже того парка, что был в нашем распоряжении, оказалось вполне достаточно. А модель Mercury M5 оказалась продублированной — и появилась возможность на одной и той же лодке покатать и сравнить оба мотора, но об этом чуть позднее. Сперва желающие проверили форму ручек, удобство переноски и сколько какой мотор весит в руках. Посмотрели удобство расположения (фото 13) и работы с основными устройствами управления. Сравнили эргономику различных производителей. Здесь же, на берегу, состоялся и небольшой обмен мнениями по опыту использования этих моторов, в частности — подготовке для них топливной смеси исходя из различных режимов перемещения по воде.

Тест моторов решили проводить «по-взрослому», запаслись даже тахометром (фото 14). Хотя было изначально ясно, что если совсем «малыш» разгонит лодку больше 20 км/ час, а «четверка» — «шестерка» более 22 — 23 км/час, то все они будут работать с заметным перекрутом.

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 3 — 2011г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта:

"Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*