Сербские традиции — Часть четвертая

Сербские традиции — Часть четвертая

Сербские традиции

часть 1 часть 2 часть 3 часть 4часть 5 часть 6часть 7 часть 8 часть 9

Zvonko 3 см. Маленький высокотелый крэнк для достаточно быстрой струи (фото 1). Тело немного сжато с боков. Быстротонущий, поэтому неплохо летает, но из-за этого не годится для медленной проводки в стоячей воде. Рабочее заглубление — где-то до метра максимум. «Игра» — мельчайшая, но не на сверхчастотах. Сопротивление — минимально. Для неактивного мелкого речного хищника.

фото 1

Zvonko 4 см. Такой же сжатый с боков корпус, достаточно высокий (фото 2). Но форма тела — горбатая спина и зауженный и направленный немного книзу хвост, плюс максимально опущенная носовая петля — делает этот воблерок внешне сильно похожим на некоторые финские струйные мини-воблеры. Что немного выбивается из общих сербских традиций. Но по «игре» этот Zvonko отличается от «финнов» заметно. У него примерно то же самое, что и у меньшего брата — такая же мелкая и быстрая «игра» относительно продольной оси, правда, углы поворота корпуса побольше. Но сопротивление для крэнка все равно минимально. Поэтому удобно его применять при ловле строго вниз по течению, когда струя очень мощная. Воблер — тоже тонущий, но уже не так быстро. Заглубление — в районе метра. Полетные качества — на уровне. Приманка для любого некрупного хищника — и «белого», и «черного», и «красного», особенно по холодной воде. При этом вполне применимая в «стоячке», т.к. нужная для полноценной работы скорость проводки заметно ниже, чем у младшего.

фото 2

Zvonko, составник 7 см. С виду вроде бы ничего особенного, составник — как составник: распилили «минноху» на две части — и все (фото 3). Но когда вы его опустите в струю, то поймете, что это очень необычный воблер. Работа модели — уникальна. Передняя часть поворачивается практически точно вокруг своей продольной оси на большие углы, и скорость этого переваливания с боку на бок — очень высока для приманки подобного размера и конструкции. Хвост воблера (фото 4) соответственно подыгрывает голове, мелко и так же часто трепыхаясь без сколь-нибудь заметной амплитуды. Приманка, таким образом, при проводке идет (несмотря на то, что составник) прямо, без каких-либо заметных изгибов в середине, но с высочайшей вибрацией. Внешне это сильно напоминает движение мелкой карповой рыбы в сильной струе, когда она пытается в ней удержаться или продвинуться вперед. Очень реалистичная «игра».

фото 3

Сам воблер — плавающий. Полетные характеристики — вполне пристойные. Заглубление порядка метра. Допускает, благодаря такому характеру колебаний, некоторый перегруз фурнитурой. Ну и сопротивления потоку, как вы уже поняли — практически никакого.

фото 4

Кроме «красного» хищника, для ловли которого в основном и делаются расцветки, как например вот такая — таймень (фото 5), эта приманка должна хорошо показать себя в ловле жереха на участках с быстрым течением. Для тиховодной ловли она представляется не столь интересной — в силу своей «игры», но если разнообразить быстрое равномерное движение всякими рывочками и мини-паузами, то кто знает, к чему это приведет. Проверим…

фото 6

Я, кстати, не зря привел в начале главы про этот составник два фото в профиль. Это одна и та же приманка, хотя любой увидит большую разницу в покраске. Просто Звонко иногда прибегает к такому решению, достаточно модному в последнее время в некоторых фирмах, когда на один воблер с разных сторон наносятся расцветки либо радикально отличающиеся, либо находящиеся где-то близко, но имеющие разный тон или разный блеск. Второй вариант Кокич и применяет. В некоторых случаях это, наверное, может увеличить, хоть и незначительно, шансы на поклевку. То же самое вы увидите ниже на еще одном из воблеров Звонко.

фото 5-7

Zvonko, ставник 8 см. Как говорят в Одессе: «Это что-то особенного!» На мой взгляд — лучший воблер у Кокича (фото 6). В полной мере фэт-составник, да еще и в таком серьезном размере (фото 7). При первом знакомстве многих вводит в смятение. Мало кто в принципе готов ловить таким воблером, но он стоит того, чтобы его иметь.

Мне он почему-то сразу понравился, и я взял парочку себе и заодно снабдил своих друзей. Все-таки был уже достаточно богатый опыт, когда такие вещи о-о-очень неплохо себя периодически проявляли. Причем не только в середине лета, что логично, а в мае, когда щука уже проснулась после нереста, и во второй половине сентября, по достаточно прохладной воде.

Приманка обладает совершенно несходной со всеми воблерами Кокича «игрой». Колебания она производит уже относительно вертикальной оси. Хвост сильно не разбрасывает, т.к. он просто очень короткий, не сильно-то и размахаешься, поэтому идет воблер достаточно компактно. Валкость — незначительная. Амплитуда и частота — очень серьезные. Учитывая это, а также ширину лба приманки, вполне естественно, что нагрузку на снасть она дает внушительную. Даже грубый «дубовый» спиннинг прекрасно отрабатывает своим кончиком каждый цикл «игры». Все это еще и «в руку» отдает.

фото 8

В рассматриваемый воблер Кокич умудрился засунуть аж две разнотонных, далеко слышимых «погремушки». Теперь представьте, что происходит в водной среде, когда сия штуковина — с таким объемом толкаемой перед собой воды, виляющим хвостом, этакими вибрациями и шумами — проплывает мимо. Безразличных явно не останется. Только одни постараются спрятаться побыстрее, а другие — страстно возжелают посмотреть и попробовать на зуб.

Лопасть у этого плавающего составника довольно серьезная, большая по площади (фото 8), к тому же угол выхода из тела — не мелководный, поэтому, несмотря на свое сложение, этот «малыш» заныривает на 2,5 м, а при троллинге, наверное, и все 3,5 может пробить. До «трешки» — то он у меня точно уходил. Масса его — очень приличная, порядка 20 г. Летает, само собой, как булыжник. Требует серьезного удилища и катушки. Держит мощную струю.

Расцветки у нашего «карапуза» заметно отличаются от цветовой гаммы более мелких воблеров. Они более разнообразные и сложные. Но это и понятно — есть где разгуляться художнику, площадь позволяет. Но опять-таки все выполнены достаточно скромными живописными средствами (фото 9).

фото 9

Создан этот воблер Кокичем, думается, прежде всего — для ловли тайменя, особенно в условиях высокой и не совсем прозрачной воды. Вторым клиентом предполагается, наверное, сом. Он любит такие бомбы. В России у него будет та же клиентура, не сомневаюсь.

В наших условиях, на Новгородчине и Ленинградчине, я его удачно гонял по щуке. Причем тогда, когда уже не знал, что бы еще придумать, чтобы заставить ее хоть как-то проявиться. Но ставишь эту приманку, буквально вырывающую спиннинг из рук — и начинает клевать. Есть правда одно «но»: количество промахов и неправильных засечек заметно выше, чем при применении других воблеров. Все объясняется игрой приманки и характерной манерой атаки полусонной щуки — ей просто тяжело точно попасть. Поэтому количество сходов и подбагриваний увеличено. Не факт, кстати, что станет обязательно клевать крупная. Граммов от восьмисот уже вполне уверенно бросается на этот воблер.

В комплекте к приманке идут крючки VMC (обычно просто вложенные в коробочку). И если заводные кольца — очень даже кольца, если не ловить тайменя и сома, то вот штатные тройники, даже для щуки, и в первую очередь брюшной, надо заменить более мощными. Я понял это после первой поклевки, вернее — схода, когда тройник оказался немного разогнут. Теперь у меня на брюхе стоят Owner-a 36-й серии.

Еще у Звонко есть, вроде бы, составники длиной 10 см. Но я пока их в руках не держал и даже не видел, поэтому ничего сказать про них не могу.

МАTO

На данный момент из всех рукодельных сербских приманок воблеры именно этой марки (фото 10) являются, пожалуй, самыми «крутыми» в Сербии. Мастера, который делает эти маленькие шедевры, зовут Драголюб Зумбирович. По стоимости его творения тоже, естественно, находятся в верхнем ценовом сегменте — и далеко не каждому желающему по карману. «За что же платятся большие деньги?» — спросите вы. За безупречность во всех смыслах (фото 11).

фото 10

Это и качество используемых материалов, и аккуратность сборки, включая отшлифованные до идеально гладкого состояния лопасти из прочнейшего поликарбоната. И выверенность форм приманок, и отлаженность «игры». И полетные качества, и прочность воблеров в целом. И что особенно бросается в глаза — практически фотографическое — с живых прототипов — исполнение большинства применяемых расцветок с передачей тончайших цветовых нюансов и переходов, при этом только с помощью живописных средств (фото 12). За одно это можно было бы дать рыболовного Оскара мастеру.

фото 11

Лишь один недочет имеется, но на него не все даже внимания обращают. Это штатные крючки. Обычные, достаточно приемлемого качества тройники, которые, естественно, справятся с основной задачей, но… Хотелось бы, чтобы такие воблеры оснащались все-таки такими крючками, о которых не надо было бы думать каждый раз: «А не подзаржавели ли они там, в коробке, после прошлого выезда?»

Вообще МАТО — это не абсолютно новое имя на просторах нашей родины. Где-то в начале века эти воблеры какими-то путями привозили к нам, и они уже появлялись даже в Москве, но особенно часто в Сибири и на Дальнем Востоке. Что и понятно, ведь приманки в первую очередь — речные, и рассчитаны в крупных версиях на ловлю преимущественно тайменя. А таймешатники — народ широкий, никто больше из пресноводных рыболовов не тратит, наверное, таких денег на приманки. Можно в Интернете на тему применения МАТО на Дальнем Востоке даже кое-что откопать, отзывы там, обсуждения всякие… Но все это до последнего времени было эпизодической несистемной информацией. Сейчас же воблера Зумбировича, еще более усовершенствованные за последние с момента их первого появления годы, начали привозиться к нам на постоянной основе — и продаются под общим брендом Serbian Lures Hand Made, как и все представленные ранее рукодельные сербские воблеры.

фото 12

Драголюб делает широкий ряд моделей различного назначения. В лучших сербских традициях, количество плавающих и тонущих вариантов примерно равно в ассортименте. То же можно сказать и про соотношение одночастных и двухчастных воблеров — куда уж без этого на Балканах. Размер приманок — от 3 до 25 см. Но как я и упоминал ранее, по заказу мастер может изготовить какие угодно, включая и цветовое решение. Мелкие модели МАТО делаются из бальзы, но с увеличением корпуса происходит замена на более прочные породы. Например, липу и тополь. Любой воблер может быть оснащен «погремушками», причем не обязательно по желанию заказчика. Драголюб часть воблеров определенной серии всегда делает озвученными, чтобы потенциальный покупатель мог и здесь выбрать полностью устраивающую его приманку.

Основная цветовая гамма приманок МАТО состоит из имитаций представителей европейской речной ихтиофауны. Тут практически все виды: пескарь, гольян, щиповка, елец, голавль, «радужка», «ручьевка», хариус, окунь, щука, таймень — всех навскидку и не перечислишь, но выбор очень широк. «Провокаторов» же очень немного, но тоже присутствуют.

На данный момент у меня и моих друзей в наличии лишь те приманки, которые мастер делает чаще всего. Это воблеры двух основных размеров-5 и 10 см. Но зато они есть во всех версиях по плавучести, «озвученности» и количеству частей корпуса. О них и расскажу подробнее.

фото 13

МАТО 5 см, одночастный. Крэнк универсального применения (фото 13). Делается, как и положено, в плавающем и тонущем исполнении. Но масса обоих где-то под 6 гр, отличается на какие-то десятые доли грамма. Но этого достаточно, чтобы один слегка плавал, чуть показывая спинку, другой же — очень медленно тонул, со скоростью примерно 5 см/с. И, думается, в соленой воде это будет суспендер, хотя и в пресной его вполне можно назвать таковым. По аналогии со многими «японцами», которые в наших условиях все-таки медленно тонущие, а не суспендеры, видимо потому, что являются в первую очередь морскими приманками.

Базовая «игра» у обеих моделек одинаковая. Это высокочастотные, но не сильно амплитудные колебания и по продольной, и по вертикальной осям, с умеренным разбрасыванием хвоста. Интересным является то, что переваливания с боку на бок у этих приманок не плавные, а резкие, т.е. мертвые точки (максимумы амплитуды «игры» по продольной оси) проходятся очень быстро. Наверное, сделано это для усиления воздействия играющего воблера на боковую линию хищника. Но если базовая «игра» на равномерной проводке у обеих версий одинакова, то поведение при прочих вариантах анимации существенно отличается. Тонущий воспринимает абсолютно все методы своего оживления — и очень интересно себя ведет, являясь абсолютно универсальным воблером — хоть мягкий твичинг, хоть бешеный, хоть Stop-n-Go, хоть джеркинг, с любыми резкостью, частотой и длиной ускорений… Плавающий же при подобных манипуляциях немного «тупит» и не дает тех траекторий. Что неудивительно, если провести аналогии с прочими воблерами, имеющими две версии в одном корпусе — floating и suspending, например — многими японскими. Отсюда выходит и различие в сфере применения. Плавающий — это скорее чисто речная приманка, с возможностью ловли сплавом. Тонущий же более интересен в относительно спокойной воде, в «стоячке» или в зонах ослабленного течения. Заглубление обоих версий — максимально примерно до полутора метров. Часть приманок оснащается мастером «погремушкой», она звонкая и высокого тона, хорошо слышимая даже над водой.

фото 14

Из бесспорных достоинств этих воблеров нужно также выделить хорошие полетные качества, способность держать любую струю и малое лобовое сопротивление, обусловленное небольшой и достаточно узкой лопастью вкупе с обтекаемой формой передней части приманки. Ну а качество исполнения окраски и покрытия вы и сами по фото 14 можете оценить.

В наших условиях этот воблер представляет наибольший интерес для ловли лососевых — радужной (микижа) и ручьевой (кумжа) форели и гольцов, для чего он, собственно, мастером и создан. Но там, где с ними проблема, будет уместно его применение как активного крэнка, по всему «белому» хищнику, и особенно — по окуню.

МАТО 5 см, двухчастный. Составная версия предыдущего крэнка, но достаточно сильно от того отличающаяся (фото 15), и не только конструкцией корпуса. Длина, из-за сочленения, конечно же, уже не 5, а все 6 см. Но масса та же — в районе шести граммов. Такая же лопасть и все прочее в передней части, что дает такое же максимальное заглубление при равномерной проводке-до 1,5 м — и малое сопротивление. Естественно, есть плавающие и тонущие, «немые» и шумящие.

фото 15

«Игра» у составника заметно спокойнее, несмотря на то, что хвостик просто крошечный по отношению к передней части. Хоть колебания и происходят также по двум осям, но частота, амплитуда и резкость их существенно ниже, чем у целиковой версии. Приманка более плавная и естественная в движении, что и характерно для представителей класса, к которому она относится. Общий рисунок приближается уже к синусоидному, похожему на естественное рыбье движение. Конечно, с такими пропорциями это тяжеловато сделать, но данный составник уже можно отнести к разряду имитаторов, чего никак не скажешь о моноварианте. В остальном же — те же самые достоинства и те же нюансы применения в зависимости от версии исполнения.

Основное использование — лососевые. За Уралом на восток — практически все, в Европейской части — в первую очередь кумжа, в проходном и местном (ручьевая форель) «исполнении». Ну и крупный хариус, семга и «радужка», где они есть, от этого воблера, думаю, тоже не отвернутся.

МАТО 10 см, одночастный. Прекрасная приманка от Зумбировича. С выверенной до миллиметра годами труда очень сложной формой корпуса (фото 16), где каждый изгиб несет в себе практический смысл.

фото 16

Даже трудно сразу определить, к какому типу воблеров ее отнести. Но скорее это минноу. И не столько по геометрии тела, сколько по характерной минношной «игре». Если говорить о последней, то для этой приманки характерно низкочастотное среднеамплитудное движение с выраженным наклоном корпуса в сторону бокового отклонения. Само движение при равномерной подмотке очень натурально. Но воблер прекрасно приспособлен и для более сложной анимации, выписывая при рывках аппетитные для хищника кренделя.

Делается в двух версиях по плавучести, обе в районе 20 г — летают как сволочи. Как и у 5-сантиметрового МАТО, плавающий вариант плохо плавает, а тонущий плохо тонет. Оснащается при желании «погремушкой», но в отличие от крэнка — низкого тона. Максимальное заглубление при равномерной проводке — в районе двух метров. Естественно, отлично держит струю. Лопасть (фото 17), сама по себе очень надежная, по форме и по пропорции к корпусу примерно такая же, как у «пятерки», благодаря этому сопротивление воблера минимально.

фото 17

Сама приманка прочная, т.к. изготовлена из липы или тополя и имеет хорошее защитное покрытие. Пригодна для ловли любого хищника — и тайменя, и щуки, и судака.

Именно в этих воблерах Драголюб и использует по максимуму свои художественные навыки, применяя все возможные расцветки в наилучшем исполнении. Ведь площадь поверхности корпуса этому способствует. Оцените хотя бы этого ельца с основных фото, да и прочие снимки с разными вариантами этого воблера (фото 18) говорят о многом.

фото 18

В наших условиях «десятка» — воблер самого широкого назначения, для всех форм подачи в текущей и стоячей воде по любому хищнику, которому он будет по зубам.

МАТО 10 см, двухчастный. По сравнению с 5-сантиметровыми МАТО, целиковая и составная «десятки» имеют между собой очень мало общего. Даже форма корпуса обычно сильно отличается (но, кстати, не всегда — Зумбирович любит поэкспериментировать, что видно на одном из фото в начале обзора его воблеров). Уж не говоря про «игру» приманок… Сопоставляя снимки стандартных целиковой и составной версий, сразу видно, что отличия есть и в форме головы, и в линии горла и брюха, и в упитанности боков. Поэтому составник — абсолютно самостоятельная приманка (фото 19).

фото 19

В моем безраздельном владении сейчас две таких модели — floating и sinking, «щука» и «окунь». Как и принято у МАТО, плохо плавающая и плохо тонущая. Заглубление — до двух метров. Весят обе в районе 20 г. Естественно, отлично забрасываются. Как и все воблеры Зумбировича — отлично держат струю и имеют малое лобовое сопротивление. И могут делаться в озвученном варианте, но себе я предпочел взять тихие.

«Игра» этих приманок отличается тем, что все происходит с минимальными амплитудами, в основном — за счет незначительных наклонов передней части корпуса. Этим они чем-то похожи в работе на «худого» составника Zvonko, только частота заметно меньше. Но если у Zvonko колебания исключительно вдоль продольной оси, то у МАТО добавляются и относительно вертикальной, за счет чего появляются виляющие движения хвостовой части приманки — и та начинает выписывать в воде хоть и скромную, но синусоиду.

фото 20

Как вы можете видеть на фотографиях, «щука» от «окуня», исключая маленькую заднюю часть приманки, заметно отличается. «Щуке» придана характерная форма тела и головы, копирующая прототип (даже сербские мастера, как оказалось, склонны к полному копированию «зубастой» — фото 20). «Окунь» же сделан в традиционной для этой модели пропорции. (Но вот сама окуневая расцветка у Драголюба весьма своеобразна: в отличие от прочих идеальных имитаций ее никак нельзя назвать таковой (фото 21), но, видимо, у него на этот счет свое обоснованное и практическим образом утвержденное личное мнение.) Такое отличие накладывает небольшой отпечаток на «игру» — стандартный вариант шире виляет хвостом.

В стоячей воде воблер интересно ведет себя при сложных вариантах оживления. Самым оптимальным для него будет спокойный джеркинг или Stop-n-Go в среднем темпе с выраженными паузами, когда приманка уходит плавно в сторону и медленно тонет или всплывает.

фото 21

Составная «десятка» — приманка очень прочная и долговечная, рассчитанная на крупного хищника. (Даже по штатным крючкам это видно.) В реке это таймень, в стоячей воде — серьезная щука. Зумбирович делает эти воблеры из дерева приличной плотности и вязкости, с мощным каркасом, толстой лопастью и серьезным лаковым покрытием — так что запас на внештатное внешнее воздействие заложен основательный. Но и на цене это отражается заметно. Далеко не каждый может себе позволить такую «игрушку», ведь стоимость ее- далеко за тысячу рублей.

В наших реалиях данный воблер лучше всего использовать так же, как и на Балканах — по тайменю и щуке. Наверное, и по крупным европейским лососям. Но вот насчет судака и сома — не знаю, «игра», на мой взгляд, не та.

На этом с мастерами пока все. В Сербии работает еще несколько человек, делающих чисто вручную приманки, но установить с ними связь мне пока не удалось, хоть я и писал кое-кому, чтобы получить пусть и не образцы, а просто информацию и качественные фотографии их изделий.

Например, есть воблеры под названием «2Pike». Это в основном типичные для Сербии речные приманки — изогнутые крэнки и «бананы», в производстве которых особо замечены такие производители, как Ugly Duckling и в меньшей степени Calypso.

Другие же мастера делают похожие на Fles-овские составники приманки, но мне известны только отдельные модели без точной идентификации их автора. Поэтому не буду вводить и вас в заблуждение.

М. Нежданов

"Спортивное рыболовство № 5 — 2011г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта:

"Калининградский рыболовный клуб"

 




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*