Съемные «кошки» на сапоги

Съемные "кошки" на сапоги

Съемные "кошки" на сапоги

Несколько лет назад в журнале публиковалась статья «Антислайдинг в калошах». На мой взгляд, идея съемных шипов на удобную обувь там подавалась в целом неплохая, но ведь и калоши что-то весят, да и одевать их на морозе с ветерком не всегда сподручно и удобно. Но развитие той идеи мне показалось достойным самого пристального внимания, обдумывания и реализации. Тем более что несколько моих знакомых после многочисленных попыток выбора наиболее подходящей обуви для зимней рыбалки пришли к некоему консенсусу — и купили себе зимние сапоги под маркой «Лемиго» из материала EVA. Сапоги, как показала практика пользования в течение двух сезонов очень даже трудовой и нагруженной рыбалками не только зимы, но и весны с осенью, очень даже достойные. И в первую очередь — удобством колодки и, самое главное, своей легкостью. Послушав отзывы приятелей и посмотрев, насколько они ходкие в разную погоду и по различным видам покрытий, решился на покупку и я. И в итоге не оказался разочарованным.

фото 1

Не знаю особенностей польских космических технологий, но сапоги действительно невесомы, совсем не ощущаются на ноге. Однако когда приобретаешь подобный девайс, начинаешь с особой тщательностью и, я бы сказал, изощренной настойчивостью выискивать даже малейшие недостатки. А они, как это уже наверно всем известны, есть у любой вещи. И сапоги «Лемиго» не оказались исключением из этого ряда. Все началось уже весной, когда снег растаял. И лед, отполированный апрельским солнцем и теплыми ветрами, превратился в отличный каток. Хорошо рифленая подошва сапог к такому покрытию оказалась совсем не готова, а я в сапогах — тем более. Поэтому завершал я сезон в сделанных на скорую руку из рукава пожарного шланга «кошках».

фото 2

Предзимнее ожидание в этом году получилось на редкость длительным — и замысел по изготовлению удобных «кошек» на мои сапоги «Лемиго» реализовать удалось. Да и приятели помогли. После профилактики какой-то сложной заграничной техники остались ленты армированного ПВХ-материала (фото 1). Причем параметры этих самых лент как нельзя лучше подошли под придуманную конструкцию этих самых «кошек». Одна из лент была шириной 80 мм, а толщиной 1,5 мм. И при этом имела одну поверхность относительно гладкую, а другую — с ощутимым рифлением. Как раз именно этим рифлением и можно обратить эту ленту к поверхности земли, а на гладкой — делать весь монтаж. Вторая лента была толщиной 2,5 мм и имела ширину 25 мм. Вот из нее я решил делать все усиления и хомуты.

фото 3

Перед тем, как начать сборку, решил провести несколько испытаний полуфабрикатов. Первое — это возможность резать ленты обычными портняжными ножницами. Все получилось, конечно, не так просто, но все ж инструмент не сломал. Второе — проверка на истирание. Мелкая наждачная бумага лишь слегка матировала поверхность обоих лент, не оставляя видимых глубоких следов. Третье — это потенциал дружбы с клеем. Пытаться скрестить их с бытовыми составами даже не стал, сразу же достал заветную баночку из лодочного ремкомплекта с клеем «Бостик». У него самая хорошая прилипаемость к ПВХ. Попробовал на фрагментах лент. Так как ленты достаточно долго служили какими-то приводами в машинах и имели заметные следы потертостей, то перед склейкой с особой старательностью места склейки протирал ветошью с растворителем № 646 (который для лакокрасочных материалов) до появления светлых пятен на лентах (фото 2). После просыхания обе поверхности смазывал клеем (фото 3), выжидал около десяти минут, а потом складывал намазанные части и прикатывал сначала старой тупой стамеской, а после этого прижимал струбцинами (фото 4) и фиксировал на 5-6 часов. Клеевой шов получался достаточно прочным.

фото 4

Четвертое — попробовал, насколько пластик подвержен действию минусовых температур. Ночь, проведенная контрольными отрезками в морозильной камере холодильника при минус 18°С никакого заметного влияния не оказала.

фото 5

И, наконец, пятое: интересовала возможность образования перегибов достаточно малого радиуса для качественного оформления пятки «кошек». Широкая лента, зажатая между двумя стальными пластинами и прогретая на самом жарком режиме бытовым феном (который служит для качественной укладки волос) с последующим плавным охлаждением на воздухе позволила получить довольно четко выраженный перегиб. Так что форма «кошек» на пятке должна быть приемлемой.

фото 6

После окончания, так сказать, НИОКР приступил непосредственно к изготовлению приспособлений. Особо мудрить с конструкцией не стал. Исходил из того, что шипы должны быть сосредоточены на двух площадках — в начале стопы и под пяткой. То есть фактически повторил то, что предлагалось в статье «Антислайдинг в калошах». Но за счет использования более легких и тонких лент я намеревался получить более компактную и легкую конструкцию, приспособленную именно и только под сапоги, которые имеют достаточно жесткое голенище.

фото 7

Работу начал с разметки широкой ленты, чтобы ее хватило на всю длину стопы и на небольшой захлест на пятку. Естественно, что отрезал кусок с небольшим запасом — вдруг какая еще мысль придет в процессе работы? После этого, уже уложив отрезанный кусок под подошву сапога, сделал разметку приклейки узкой ленты. Исходил из того, что в передней части кошек должна крепиться основа для носовой петли (подобия мягких креплений на лыжах). Помимо клеевого соединения, узкая лента будет также фиксироваться и при помощи винтов диаметром 4 мм (фото 5), которые будут служить еще и шипами после их заточки со стороны подошвы.

фото 8

По моим прикидкам шипы должны располагаться на передней части в два ряда, дабы равномерно нагрузить стопу. Точно также в два ряда шипы будут размещаться и на пятке. По рекомендации из статьи «Антислайдинг…» смоделировал это все на сапоге и попробовал, насколько будет удобно передвигаться при таком расположении шипов. И лишь после этого приступил к усилению самих мест постановки дополнительными отрезками узкой ленты, установив отрезки на клей (фото 6). Чтобы избежать возможного соскальзывания пяток сапог с «кошек», решил установить еще и ограничительные ленты, которые замыкаются на широкую ленту в районе ахиллова сухожилия. И еще чтобы пятка сапога не соскальзывала, дополнительно установил слой широкой ленты рифленой стороной вверх. Исходя из того, что полимер суммарной толщиной почти в 5 мм будет значительно лучше удерживать винт М4, т. е. шип.

фото 9фото 10

После этого по сапогу разметил переднюю петлю. Для более четкой фиксации на ноге, петлю сделал V-образной (фото 7, 8). Вначале два отрезка ленты скрепил между собой при помощи клея, а после высыхания — дополнительно при помощи швейной (люверса) заклепки D6 (фото 9). Так как в домашней мастерской пробойника диаметром 6 мм не нашлось, пришлось прожигать отверстия раскаленным на газовой горелке гвоздем.

фото 11

Далее я занялся формированием пятки. Как показали опыты по нагреву широкой ленты, этот способ можно применить и для фиксации загиба в пяточной области. Главное — сделать точную разметку, установив сапог в переднюю петлю. Та же методика подошла и для загиба узкой ленты, что позволило сделать пятку достаточно аккуратно (фото 10, 11).

фото 12

Система получается похожей по конструкции на летние сандалии (фото 12). Но вместе с этим она достаточно надежно фиксирует пятку сапога и не позволяет ему болтаться в креплении. Всю сборку пятки я также выполнил вначале на клее «Бостик», а потом дополнительно усилил все места соединений люверсами. Также с помощью люверсов я крепил ремень и пряжку к нему. Именно такой способ фиксации приспособления на обуви после перебора многочисленных вариантов я решил применить на «кошках». Носовая петля дополнена хомутом, который позволяет одни ремнем связать и пятку, и носок (фото 13). А наличие одной пряжки для фиксации приспособления на обуви делает этот вариант самым простым и надежным.

фото 13фото 14

Ну, и ради чего вся эта конструкция затевалась — шипы. Прикинув несколько вариантов, решил пока остановиться на шиповании при помощи винтов. Выбрал для этого в метизах винты М4×16. С последующей заточкой выступающей части на электроточиле. Технология простая и не требующая какого-то дополнительного оснащения.

фото 15

И в завершении еще об одной немаловажной детали. На сапогах «Лемиго» на голенище в районе пятки имеется небольшой технологический наплыв. По замыслу производителей — это устройство для лентяев, чтобы снимать сапоги без помощи рук, исключительно ногами. Так вот, этот наплыв в описанной выше конструкции «кошек» тоже оказался задействованным. Он препятствует самопроизвольному соскальзыванию пятки, выполняя роль своеобразного стопора из отогнутого пластика (фото 14, 15).

фото 16

Пробный забег вокруг дома по ледяным дорожкам показал пригодность «кошек» для эксплуатации на льду (фото 16). Осталось дело за малым — дождаться первого выезда на лед.

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 2 — 2013г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта:

"Калининградский рыболовный клуб"

 




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*