Выставка как индикатор рынка: часть — 1

Выставка как индикатор рынка: часть — 1

Выставка как индикатор рынка

часть 1 часть 2

Московская рыболовно-охотничья выставка, проходящая раз в полгода в 69-м и 70-м павильонах ВВЦ, давно стала вполне рутинным событием. Последняя — завершила свою работу 21 февраля. У меня на сей раз даже не было изначального плана писать о ней отдельный репортаж, тем не менее, я решил обратиться к этой теме, правда, теперь в основном с несколько необычной стороны.

МЫСЛИ МАРКЕТОЛОГА-ЛЮБИТЕЛЯ

Так получилось, что я присутствовал на всех рыболовных выставках системы «Эксподизайна» и в той или иной мере помню особенности каждой из них. Понятно, что как практикующий рыболов я всякий раз в первую очередь обращал внимание на новинки среди снастей и приманок, завязывал знакомства в нашей рыболовной среде, обменивался мнениями и информацией и т. п. Но где-то года два назад я поймал себя на мысли, что пытаюсь не только рассматривать каждую из интересных мне снастей в отдельности, но и все их в комплексе, причем не только со своей точки зрения, но и с позиции массового потребителя, и с позиции тех, чьими стараниями все это появляется в конечном итоге в магазинах. Никогда прежде не замечал в себе склонности к экономическим дисциплинам, но, наблюдая за положением дел на нашем рыболовном рынке, волей-неволей становишься маркетологом, пусть и на самом дилетантском уровне.

Рыболовные снасти — это не хлеб, не водка и не бензин. Их больше покупают, когда у народа остаются деньги после покупки товаров первой необходимости. А потому текущие показатели нашего рыболовного рынка отражают общее положение дел в России не хуже, чем индекс Доу-Джонса — деловую активность в США. Много покупают снастей — в стране все в порядке, мало — есть проблемы. За последние лет десять бывало всякое — и провал после дефолта, и два пика продаж — до и пару лет спустя. Сейчас — ситуация какая-то промежуточная, то есть не кризис, но и не расцвет рыболовного бизнеса. И помимо текущей покупательной способности населения, свое влияние здесь оказывают еще несколько факторов, в том числе и внешних.

Самый весомый из них, на мой взгляд, таков. Если человек может позволить себе, подкопив деньжат, купить сегодня спиннинг, скажем, за двести долларов, какого у него прежде и близко не было, то следующий примерно такой он, что наиболее характерно, купит не через месяц и не через год, а года через два-три. В основном ведь люди рыбу ловят, а не снасти коллекционируют. Отсюда и некоторый спад продаж, особенно по спиннингам средне-дорогого класса.

Есть, впрочем, тому и другое объяснение, и здесь причины надо искать не в нашей стране.

ПАЛКИ И КАТУШКИ — АСИММЕТРИЧНАЯ КАРТИНА

На мировом рынке рыболовных снастей известно порядка нескольких сотен брэндов и торговых марок. Реальных же производителей в несколько раз меньше. Но суть даже не в этом. Просто по некоторым позициям — например, по приманкам — наладить производство предельно просто, их можно делать на вполне достойном уровне и, что называется, «на коленке». Но другие позиции уже требуют более или менее серьезной технической и технологической базы.

Под этими «другими позициями» понимаются в первую очередь удилища и катушки. То и другое, как мы все понимаем, одинаково важно для спиннинговой снасти, но вот с точки зрения удилищных и катушечных программ, представленных сейчас на рынке, картина получается очень даже не равнозначная. Если сказать коротко, по «палкам» выбор гораздо богаче, чем по катушкам, и на такой дисбаланс трудно не обратить внимание.

В чем здесь первопричина? А вот в чем. Число реальных производителей удилищ существенно выше, чем число реальных производителей катушек. Причем, что характерно именно для текущего периода, уровень качества спиннинговых удилищ, выпускаемых недорогими производителями, очень заметно вырос. Если, к примеру, ограничить себя суммой в 70-90$, то сейчас за эти деньги можно купить «палку» с такими свойствами, которые еще лет пять назад можно было ожидать только от раза в два-три более дорогих спиннингов.

На выставке я не ставил перед собой цели перетрясти и оценить все спиннинговые удилища бюджетного класса, но, заходя на тот или иной стенд, трудно было удержаться от этого. За пять выставочных дней в моих руках побывало не менее трех десятков самых разных спиннингов. Говорить о том, что я помню впечатления о каждом из них, было бы глупо. Здесь в восприятии, наверное, работает то же правило, что и у парфюмеров: при тестировании духов адекватно можешь оценить первые три аромата, далее обонятельные рецепторы уже не справляются со своими функциями. Так и в нашем случае: когда ты осматриваешь, трясешь, гнешь и т. д. последовательно десяток и более спиннингов, запоминаются только общие впечатления — то есть, понравились, к примеру, две модели от фирмы А и три — от фирмы В, нюансы же моментально затираются впечатлениями от «палок» от фирм С и D…

Поэтому я позволю себе лишь перечислить некоторые названия фирм и марок, под которыми на выставке были представлены удилища, которые произвели на меня однозначно позитивное впечатление. Это Norstream, Wonder, Lineaeffe, Dueler, Black Hole… Я сознательно привел здесь названия только тех фирм, с училищной продукцией которых я был минимально знаком до этой выставки. А ведь было еще немало очень интересных моделей и у тех фирм, ассортимент которых мне неплохо известен.

Итак, о чем все этот говорит? А о том, во-первых, что наш брат-рыболов сейчас имеет огромный выбор спиннинговых удилищ самого разного плана и уровня цен. Во-вторых, рынок снастей в этом секторе близок к насыщению. Это однозначно хорошо для потребителя и не очень — для коммерсанта. Конкуренция очень высокая, причем во всех ценовых диапазонах.

А вот со спиннинговыми катушками — все, можно сказать, наоборот. Здесь ведь, на фоне традиционного противостояния Daiwa — Shimano, в основном по весьма дорогим позициям, что-то примечательное надо было еще и поискать, чем я, собственно, на выставке и занимался целенаправленно. Я на сей раз обозначил для себя задачу так: найти что-то интересное по катушкам не в диапазоне «свыше 200$», где в основном «бодаются» две названные японские фирмы, не пуская туда других конкурентов, а на более приемлемых для основной массы рыболовов уровнях цен.

Понятно, что предметный интерес к этому вопросу возник не от нечего делать. Его задавали очень многие посетители выставки — и именно потому, что спрос по качественным катушкам недорогой и средней ценовой ниши сейчас существенно превышает предложение. Кроме того, у многих фирм сейчас здорово обновился модельный ряд, и некоторые перемены не понятны тем, кто успел «подсесть» на катушки той или иной фирмы в прежние годы. Например, у «Дайвы» раньше были относительно доступные модели с бесконечным винтом, сейчас винт исчез из схем даже некоторых дорогих серий. Или вот программа катушек Banax, лицом которой долгое время был Zeus — в различных его модификациях, теперь столь явного лидера в ассортименте корейской фирмы нет, а новым моделям еще предстоит завоевывать симпатии российских рыболовов…

ИТАК, КАТУШКИ…

Подтверждая высказанную выше мысль — о повышенном интересе к любой новой модели спиннинговой катушки, начну как раз с новинки от Banax. На выставке была показана обновленная версия популярной «Сишки», которая так и называлась — SiNew. И хотя на стенде был представлен лишь предсерийный образец, вопросы типа: «А ты крутил (ловил, сравнивал…)?», — стали задавать тут же — и непосредственно на выставке и в сетевых форумах. Здесь я пока ничего не скажу, кроме того, что поставка новых «Сишек» ожидается где-то через пару недель. Тогда и посмотрим.

В принципе, на выставке было немало добротных моделей катушек «народного» уровня — как митчеловский Avocet, ДАМовский Original, окумовский Epix… Такие модели, что называется, разлетаются как пирожки, но не столько на выставке, сколько вообще — особенно в регионах. Но это все классика жанра, а люди, пришедшие в 69-й павильон, все же больше интересовались принципиально новыми моделями.

Применительно к спиннинговым катушкам так и хочется иногда выдать избитую фразу: все изобретения здесь уже сделаны. Однако — нет, не все. И первое воплощение нестандартной инженерной мысли я нашел среди катушек от фирмы Milo. Помимо модели Proxon типовой комплектации, была представлена и такая же, но с дополнительным рычагом, назначение которого, по первому впечатлению, понять было трудно. Оказалось, что он — прямой аналог того рычага, с которым имеет дело почти каждый, кто садится за руль автомобиля! Это переключатель передач. Скоростей, правда, всего две, но здесь больше и не требуется. В обычной ситуации коэффициент редукции близок к стандартному 5:1, а при нажатии на рычаг он увеличивается до 8:1.

Где может быть востребована двух скоростная катушка? Помимо спиннинга, еще и в поплавочной ловле с дальним забросом. А в наших с вами делах — например, в характерной ситуации, когда хищник ловится строго на дальней бровке, и после нескольких «ступенек» приходится долго и нудно выматывать леску. Или вот при ловле на сбирулино — заметив вдали жереховый или окуневый всплеск, мы посылаем туда нашу оснастку, но эффективными зачастую бывают всего лишь метров пятнадцать-двадцать из семидесяти с лишним. Здесь очень кстати «врубить пятую», или, когда пятой нет, хотя бы вторую.

Стоит заметить, что сама коробка передач на «Проксоне» сработана не в Азии. Там значится «made in Italy»…

Еще одно очень любопытное изделие обнаружилось на том же стенде. Точнее, обратил я на него внимание несколько лет назад. Будучи в Италии, я был очень удивлен, увидев у местных спиннингистов катушки типа тех, что сам последний раз держал в руках с четверть века назад. Возможно, вы помните катушку КСБ-4 завода «Военохот», которая продавалась в 70-е годы за пять рублей, или харьковскую — топорно «содранную» со шведского «Абу-Матика».

Казалось, время закрытых безынерционных катушек кануло в лету. Ну, разве что для детишек что-то подобное еще может сгодиться. Однако же — нет, катушками с колпаком в Италии ловят многие, в том числе и форелисты самого высокого класса. А Эмилио Коломбо вообще считает модель Milo Tact одной из главных позиций катушечной программы своей именной фирмы. Правда, эта катушка, строго говоря, «полузакрытая» — там нет сужения колпака до маленького отверстия, которое негативно сказывается на дальнобойности.

Одну рыбалку я с Milo Tact уже отловил. Впечатления очень непривычные. У таких катушек определенно есть своя перспектива — например, рыбалка на малых речках. Через некоторое время — в очередном отчете о тестировании новых снастей — я обязательно расскажу об этой катушке подробнее…

Помните, некоторое время назад в «РОГе» прошли две мои статьи под названием «Уже идет «китайская война»? Я начал тогда с эпизода встречи на рыбалке со своим старым знакомым, до того ловившим дорогими снастями, а тут вдруг перешедшим на откровенно китайские — в частности, на катушку марки Globe. Вывод тогда был такой: китайские производители рыболовных снастей стремительно прогрессируют, и если еще совсем недавно мало-мальски уважающий себя рыболов старался держаться от них на расстоянии, то теперь ситуация заметно поменялась. На то есть самые объективные причины, и на прошедшей выставке у меня был еще один повод в том убедиться.

Порядка года назад я обратил внимание на некоторые модели спиннинговых удилищ из ассортимента Flamingo. Результат практических испытаний, как вы, возможно, знаете, превзошел самые оптимистичные прогнозы. Касательно катушек под той же маркой — мое отношение было весьма скептическим. Я, если называть вещи своими именами, всячески уклонялся от того, чтобы взять одну из них на пробу. Однако на выставке мое сопротивление было сломлено — домой я увез катушку серии Rainstars.

Первое, что я сделал, — посмотрел, как она мотает леску. Намотка оказалась на удивление ровной. Более того, в катушке была предусмотрена регулировка конусности (что характерно далеко не для каждой фирмы) — несколько подшпульных шайбочек стояло на оси, еще несколько — было в резерве. Я, как это обычно делаю, отрегулировал профиль намотки на обратный конус -внешне получилось, точь-в-точь как на «Биомастере».

Пока отловил катушкой Rainstars одну рыбалку. Претензий — никаких. Как дело пойдет дальше — не знаю. Авансы в нашей сфере — дело неблагодарное. Несколько месяцев спустя непременно поделюсь впечатлениями.

Последняя катушка, о которой мне бы хотелось рассказать, это Black Hole Top Basser — она по многим показателям стоит особняком и с ней связаны весьма серьезные ожидания. Ситуация с «Топ Бассером» развивалась лавинообразно. В первый день выставки, пролистывая журнал «Рыболов-Elite», натыкаюсь на рекламную полосу, сразу становится очень интересно. В один из следующих дней захожу на стенд Black Hole, держу катушку в руках, задаю вопросы, узнаю детали. Цена-то, оказывается, где-то под две сотни долларов, что для катушки корейского производства весьма непривычно. Однако первое впечатление от «Топ Бассера» таково, что на двести долларов она явно тянет.

Еще спустя пару дней о катушке уже вовсю говорили и обсуждали ее в Интернете. В версиях по ее поводу, что типично для новых снастей, недостатка не было — начиная от того, что это «перекрашенный «Страдик», и заканчивая тем, что это целенаправленный удар по недорогой «Дайве». Сходство со «Страдиком», однако, оказалось более чем отдаленным, а вот некоторым моделям «Дайвы» (как, впрочем, и «Шимано») «Топ Бассер» действительно способен составить серьезную конкуренцию.

Внутрь катушки я не влезал, но туда заглядывали другие специалисты, которые в катушечной «требухе» разбираются лучше меня. Заключение было таким: по материалам и исполнению — уровень «Твина» японского рынка.

Насколько хорошо «Топ Бассер» покажет себя в практической рыбалке, я смогу рассказать уже через пару недель. В ближайшее воскресенье мы отбываем на очередное первенство «Русской Басс-Лиги», а там — все по-взрослому, и нагрузочки на снасть — близкие к экстремальным.

К. Кузьмин

"РОГ  №10 2005"

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Джиг спиннинг"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*