Электрооборудование и электропитание в надувной лодке

Электрооборудование и электропитание в надувной лодке

Электрооборудование и электропитание в надувной лодке

фото 1,2В настоящее время все больше и больше появляется различного электронного оборудования для рыбалки. Мы уже не мыслим себя на воде без GPS-навигатора и эхолота, мобильного телефона и портативной радиостанции, тахометра и прочего электронного оборудования. Но живем мы не в чистенькой и ухоженной Европе, где под каждым кустом есть розетка, поэтому проблема электропитания стоит, как правило, достаточно серьезно.

Источники электропитания

фото 3Есть два варианта получения электроэнергии — от генератора ПЛМ (подвесного лодочного мотора) и от 12-вольтового аккумулятора соответствующей емкости.

фото 4Первый путь наиболее компактен, энергонезависим и наилучшим образом приспособлен для длительных автономных походов, но он и наиболее затратен, т.к. не все двигатели с мощностью до 30 л.с. оборудованы генератором с выпрямителем-стабилизатором, а стоимость такого дооборудования достаточно высока.

фото 5Я остановился в своем выборе на аккумуляторах, причем не только из экономических соображений, но и по причине возможности использования их в лагере на берегу.

Итак, что имеется в наличии из электрооборудования. В лодке — эхолот "Матрикс 17" (Hummerbird Matrix), навигатор GPS Garmin eTrex Legend, тахометр Quicksilver, топовый огонь, фонарик.

Еще пара фонарей для освещения лагеря, радиостанции, сотовые телефоны, электронасос Bravo для накачки лодки и китайский центробежный насосик для надувного матраса.

Для питания всего этого оборудования при автономном походе на 10 дней вполне хватает трех герметичных аккумуляторов (7 А/ч, 12 В). Два используются как основные, третий — резервный, на всякий непредвиденный случай. Зарядное устройство — "Сонар-мини" (фото 1) с микропроцессорным управлением, очень удобное — включил и забыл.

фото 6.7Оборудование, питающееся от батареек, для удобства переведено на NiMH (никель-металлогидридные) аккумуляторы. Зарядное устройство — типа GP (фото 2), универсальное, с питанием 220/12 В и под аккумуляторы формата АА и ААА.

Монтаж и установка

Итак, с источниками питания разобрались, теперь — немного о "железе". Все оборудование в лодке смонтировано на поперечной штанге. Её крепление к баллонам-ликтрос-ликпаз* (фото 3), такое крепление наиболее удобно, ибо позволяет регулировать положение штанги внутри лодки. Оно применяется на лодках марок "Мнев", "Посейдон", Yamaran и, с недавнего времени, Badger и Solar.

фото 8фото 9Вся конструкция — разборная, основные детали собираются без инструмента, на "барашках". Кронштейн датчика эхолота и штанга топового огня крепятся на кронштейны колесных стоек штифтами с пружинными фиксаторами (фото 4,5).

Крепление ликпаз выполнено, как показано на фото 6. Материал-дюралюминий, сечение — квадрат 22 на 22 мм, отверстие диаметром 12 мм, паз — 4 мм. Сверху на винтах крепится площадка из водостойкой ламинированной фанеры (фото 7) для установки оборудования, в данном случае — тахометра.

Сам тахометр заслуживает отдельного внимания. Во-первых, для его установки использован поворотный в двух плоскостях кронштейн от автомобильного крепления КПК (карманного персонального компьютера). Во-вторых, такая модель тахометра подходит практически ко всем подвесным моторам, а подключение не требует вторжения в электрическую схему ПЛМ.

фото 10.11Еще одна из функциональных возможностей данного прибора — встроенный счетчик моточасов с автоматическим переходом от индикации оборотов при заведенном двигателе к показаниям отработанных моточасов — на заглушённом. Питание — встроенное, замены в течение 5 лет не требует. Прибор имеет отличную влагозашиту. Подключение — самое простое.

Белый земляной провод подключаем на массу в любом удобном месте, например, к крепежу правой катушки зажигания (фото 8, 9), там производитель оставил не-прокрашенное место.

фото 12.13.14.15Красным (сигнальным) проводом делаем три витка на свечном проводе. Перед установкой внимательно прочитайте инструкцию — в зависимости от тактности и числа цилиндров количество витков может меняться!

Справа на штанге, где смонтированы основные навигационные приборы — эхолот и навигатор — укреплен и контейнер для аккумулятора (фото 10,11). Контейнер сделан из латуни толщиной 2 мм, но это — не принципиально. Материал может быть любым, но достаточно жестким, т.к. 2-килограммовый аккумулятор при движении по волнам может испытывать ускорения в 5 — 7g! Направляющий штифт упрощает установку и препятствует разбалтыванию крепления.

фото 16Общий вид компоновки навигационных приборов представлен на фото 12. Такое расположение приборов, намой взгляд, удобнее, т.к. при движении — приборы всегда перед глазами. На переднем плане — кассета для навигатора, в качестве которой удачно подошла автомобильная подставка для мобильного телефона. В ней предусмотрена возможность регулировки ширины и высоты захвата.

В данном комплекте использовался навигатор Garmin eTrex Legend (черно-белый) — прибор относительно старый и простой, но позволяющий подключать его к эхолоту. Такая функция весьма полезна, позволяет на большом экране эхолота видеть показания скорости, отмечать точки и сохранять треки непосредственно в эхолоте, причем с запоминанием глубин.

фото 17Есть и еще одна полезная вещь — в комплект кабеля связи "эхолот-навигатор" входит адаптер 12/3 В (на фото 12 — сверху крайний слева), позволяющий питать навигатор от аккумулятора 12 В, что существенно экономит собственные аккумуляторы эхолота.

Кронштейн датчика эхолота (фото 13) — прост, но позволяет регулировать положение датчика по высоте в пределах 50 мм, что, как правило, вполне достаточно.

Топовый огонь — самодельный, автономный, светодиодный. При проектировании ставилась задача сделать устройство с минимальной себестоимостью, но, в то же время — с хорошими световыми характеристиками и большим временем автономной работы. За основу был взят достаточно надежный (пара таких фонариков эксплуатируется уже три сезона) налобный фонарик китайского производства.

фото 18.19.20Пять сверхмощных светодиодов, наличие электронного стабилизатора и два режима работы (постоянный и мигающий) при стоимости 35 — 45 рублей делают его весьма привлекательным. Время работы по паспорту-100-150 часов от одного комплекта батарей. У меня на старых батарейках отработал непрерывно 72 часа.

Собственно световой узел представляет собой 5 светодиодов расположенных по кругу (фото 14). Чтобы его сделать, фабричный фонарь разбираем, с платы удаляем 4 светодиода и припаиваем кабель к любым освободившимся точкам, соблюдая полярность — на плате есть обозначения "+" и "-" (фото 15). Кабель аккуратно заделываем в корпус фонаря. Устанавливаем плату в корпус, на переключатель возвращаем его ползунок (фото 16). Ставим на место батарейный отсек (фото 17) и закрываем крышку.

Для крепления корпуса фонарика на штанге используется дюралевый уголок (фото 18). На уголке, на клею и двух винтах смонтировано крепление от головного ремешка, упор должен находиться снизу (фото 19).

В сборе вся конструкция показана на фото 20, причем ползунок переключателя должен располагаться снизу. Стекло с корпуса я удалил и заклеил кусочком подходящего пластика. Сделать это необходимо, т.к. на плате оставлен один из светодиодов, необходимый для нормальной работы стабилизатора. Теоретически его также можно вывести в световой узел, но тогда потребуется четырехжильный кабель.

фото 21Конструкция штанги топового огня может быть любой, но я использовал 16-миллиметровую дюралевую трубу (фото 21). Практически посередине сделано резьбовое соединение. Крепление к транцу — любое, подходящее для вашей лодки. У меня сделано на кронштейн для установки колес (см. фото 5).

*Крепление ликтрос-ликпаз представляет собой специальный шнур (ликтрос), приклеенный к баллонам, и специальную накладку снизу банки с пазом (ликпаз), повторяющий ликтрос по форме. Такой способ крепления позволяет устанавливать банки в любое положение, что иногда бывает весьма полезным.

А. Кулагин

"Спортивное рыболовство № 5 — 2008г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*