Ледобуры техника для рыбалки

Ледобуры техника для рыбалки

Ледобуры техника для рыбалки

Мое первое знакомство с ледобуром, ледорубом, коловоротом, или как его там еще, произошло лет в одиннадцать. Это было самодельное изделие, произведенное из металла, покрывающегося ржавчиной от легкого дуновения влажного воздуха. Еще одной запоминающейся особенностью того плода человеческой мысли было то, что режущие ножи были приварены к нему намертво, так что ни о какой их замене и речи быть не могло. Уж и не вспомню, откуда данное чудо взялось на нашем балконе, но, тем не менее, когда в коллективе начинающих рыбаков встал вопрос — чем бурить лед, я гордо поднял руку и сообщил, что об этой проблеме можно забыть.

фото 1Но мне так только казалось… Битый час мы по очереди висели на его рукоятке — и, в конце концов, просверлили одну-единственную дырку. После чего та "замечательная" конструкция была похоронена без особых почестей в ближайшем сугробе. Поверьте, если бы можно было с ним сделать еще что-либо нехорошее, мы бы это сделали, не задумываясь — так серьезно он нас огорчил. Хорошо хоть, что участники той рыболовной экспедиции проявили гуманизм по отношению к его "счастливому" обладателю.

Итак, с мыслью о том, что коловорот — причина того или иного настроения, переходим непосредственно к продукции, какой балует нас рынок рыболовных товаров. К счастью, времена тотального дефицита прошли, и, придя в магазин, можно купить что угодно, исходя из потребностей и состояния кошелька. Если с кошельком — тема сложная, то с потребностями все вроде бы ясно как белый день. Они-то, эти самые потребности, и заставляют производителей создавать столь не похожую друг на друга продукцию.

При желании различия между коловоротами можно поделить на две группы.

Первая — так сказать, общего характера: разные диаметры, разные длины витков шнека и высота. И вторая группа — особенности, относящиеся непосредственно к той или иной модели. Сюда можно отнести массу изделия, лакокрасочное покрытие, форму и способ крепления ножей, удобство транспортировки, надежность шарнирных, да, в общем-то, и любых других соединений, ну и, разумеется, всевозможная фурнитура.

фото 2Как видите, расхождений общего характера меньше, разобраться в них проще, и вот с них-то мы и начнем.

Диаметр, применительно к коловоротам — вещь, всегда обсуждаемая, ведь от него зависят многие факторы, напрямую влияющие на удобство или даже успех рыбной ловли.

Буры больших диаметров выглядят солидно, проделываемые ими отверстия помогают беспрепятственному извлечению из воды рыбы внушительных размеров, не прибегая к услугам багра. Это особенно актуально, если вы собираетесь ее потом отпустить. Лунки больших диаметров медленнее замерзают, способствуя комфортной ловле — скажем, леща на поплавочную удочку. Ледобуры больших диаметров удачно сочетаются с балансирами средних и крупных размеров. Для подобных приманок не редкость поимка рыбы за так называемый "подвесной крючок", крепящийся к брюшку свинцового тела, фото 3а в ситуации, если лунка маленькая, могут возникнуть проблемы с вываживанием, и, как следствие — сбежавшая с крючка рыба плюс деформированная приманка.

Правда, не стоит забывать, что ледобуром большого диаметра труднее сверлить лед. В начале зимы это не страшно, но по мере увеличения толщины льда — превращается в настоящую проблему. А уж для активного поиска рыбы с таким ледобуром вам понадобится мобилизовать куда как больший запас сил. И весной, когда лед мокрый и рыхлый, крупный коловорот труднее выдернуть из уже пробуренной лунки, так как он, можно сказать, вязнет в образовавшейся "каше". К тому ж лунки большого диаметра сложнее и дольше очищать от снега, а ведь далеко не факт, что в этой лунке будет рыба, и вполне возможно, что все манипуляции с шумовкой окажутся напрасными. Также в лунку большого диаметра проникает гораздо больше света соответственно, в конечной стадии вываживания рыба начинает отчаянно сопротивляться, что зачастую приводит к благополучному для нее исходу борьбы.

фото 4Коловороты малых диаметров — прямая противоположность. Они лучше, быстрее и с минимальными усилиями сверлят. Меньше весят, что актуально при активной рыбалке с частыми переходами. Неудивительно, что все вышеперечисленные факторы наиболее востребованы у спортсменов. Конечно, на крупный балансир ловить тогда не очень удобно, зато мормышка, блесна — пожалуйста, сколько угодно.

Длина шнека, а также качество его изготовления определяют способность отводить ледяную стружку от режущих кромок ножей, облегчая процесс сверления. Еще это существенно упрощает процесс вычерпывания той же стружки уже после того, как отверстие во льду будет проделано.

Помните, не так давно, когда ледобур вообще купить было настоящей проблемой, а уж о выборе нужного диаметра и речи не шло, умельцы делали самодельные ножи большего диаметра и устанавливали на стандартные коловороты. фото 5Они, бесспорно, сверлили ровным счетом настолько, насколько качественно были изготовлены, а вот функция шнека и позитивные моменты от его присутствия становились сомнительными. Ничего никуда не отводилось, и после того, как лед был просверлен, приходилось подолгу чистить лунку. Вывод напрашивается сам собой: если собираемся сверлить толстый лед, будет лучше, если у коловорота качественный длинный шнек.

То же самое можно сказать и в отношении высоты коловорота. Для Средней полосы тема толстого льда может и не слишком актуальна, но ее пределами зимняя рыбалка не ограничивается, и полным-полно ситуаций, когда конечная стадия сверления проходит на коленях.

В свете этого вполне логичным кажется стремление производителей изготавливать модели с изменяемой высотой, но это уже тема из следующей группы, к которой мы и переходим.

Как-то у нас повелось в последнее время, что в многочисленных обзорах рынка, тестах и прочих публикациях технического характера практически нет места для продукции российских предприятий, и, как ни прискорбно это констатировать, в большинстве случаев — это суровая правда жизни.

К счастью, ныне не тот случай, и в области коловоротостроения наши заводы более чем конкурентоспособны. Но начнем мы, как водится, с "иностранцев".

фото 6А именно — со "шведов", и в частности — с Мога Spiralen (фото 1). Это первый забугорный коловорот, который мне довелось использовать. И, надо сказать, по простоте душевной мы ждали от него слишком многого. Практическое испытание проходило на акватории Иваньковского водохранилища, в период, когда толщина и структура льда предъявляли к рабочим качествам буров серьезные требования.

Основное отличие Spiralen от привычных отечественных марок было то, что при сверлении лунки вращение производилось в другом, противоположном направлении. Изначально этот момент настораживал опытных пользователей некоторых марок отечественных коловоротов. Но, как оказалось, на деле бояться нечего. Геометрия фото 7верхней части такова, что для плодотворного сверления не нужно прикладывать сверхусилий, а мнение о том, что в работе со "шведами" основная нагрузка ложится на левую руку, вообще можно считать ошибочным.

Корни этого заблуждения уходят далеко в прошлое, и в большей степени относятся к тем же самодельным коловоротам наших отечественных умельцев. По задумке их создателей, на верхнюю рукоятку бура вместе с рукой приходилось воздействовать всем телом, а второй рукой, не без труда, проворачивать коловорот. И ошибка современных пользователей — что они нередко пытаются перенести этот способ на продукцию, которая в нем совсем не нуждается.

Для того чтобы сверлить Mora Spiralen — на него не нужно давить, и уж тем более — на нем висеть. Вращения, в котором участвуют обе руки, вполне достаточно, чтобы острые как бритва ножи (фото 2) врезались в лед без приложения серьезных усилий со стороны рыболова. В некоторых зарубежных источниках можно даже встретить рекомендации по использованию Spiralen женщинами и детьми. Несложно предположить, что благодаря легкости, с которой работает коловорот. Но, как мы знаем, если где-то прибывает, то можно быть уверенным, что откуда-то убывает. И Spiralen — не исключение, и, в угоду легкости в обращении, разработчики пожертвовали скоростью прохождения льда. Коловорот буквально шлифует лед, снимая тонкую ледяную стружку. Наверное, поэтому и возникает у наших рыболовов желание посильнее на него надавить, но, как мы уже знаем, толку от этого мало.

фото 8Так что, прямо скажем — с такой скоростью сверления ледобур — мягко говоря, не спортивный. Рыбалка с активным поиском рыбы, а, следовательно, с большим количеством лунок — не для него. Объективности ради необходимо упомянуть, что та памятная рыбалка на Иваньковском водохранилище выявила еще один не совсем приятный момент в использовании Mora Spiralen. В день, когда состоялось первое знакомство со шведским коловоротом, случились серьезные заморозки после длительного периода мягкой погоды, с ее оттепелями и продолжительными снегопадами.

фото 9Лед был двойной, между его пластами — вода, точно так же, как и под толстым слоем снега. Во время сверления лунок коловорот увязал в ледяной каше, его приходилось периодически вытаскивать, что приводило к тому, что ножи ледобура моментально покрывались ледяной коркой, а это, учитывая их скругленные формы и угол заточки (прямо скажем — отличающихся от наших) делало невозможным дальнейшее сверление. Чего мы только не делали: отбивали лед черпаком, ковыряли его отверткой — и даже ключами. Короче говоря — намучились.

Что касается исполнения, то бур достаточно качественный. Используемые при его изготовлении материалы нареканий не вызывают. Довольно стойкое лакокрасочное покрытие, хорошая фурнитура: рукоятки, гаечки, винтики — все как надо. Удобная крышка, закрывающая ножи (фото 3). Но с одной из реклам, в которой Мога Spiralen представлен чуть ли не как вечный, я позволю себе не согласиться. Причин тому много, но я расскажу лишь об одном случае, который считаю наиболее наглядным.

фото 10Как уже говорилось выше, коловороты больших диаметров создают некоторые неудобства рыболовам при сверлении весеннего рыхлого льда. И Spiralen — не исключение. Одним солнечным весенним днем голубенький "швед" завяз во льду — и рыболов так интенсивно его оттуда извлекал, что тот взял — и согнулся. Нет, его, конечно, выпрямили, и даже продолжили сверлить, но шрамы, как вы понимаете, остались (фото 4).

А в остальном — все вроде бы ничего. Конструктивные особенности коловорота таковы, что к ним сложно предъявить претензии. Он прекрасно складывается, шарнирные соединения очень даже надежны. Его удобно хранить, носить и перевозить.

Например, масса Mora Spiralen диаметром 105 мм равна 2,4 кг, длина — 1,47 м, транспортировочный габарит — 0,72 м.

Как видите, с данными — все в порядке, но с функциональной точки зрения -Mora Spiralen вряд ли можно рекомендовать любителям активной подледной рыбалки, которая нередко сочетается с экстремальными погодными условиями.

Mora Expert (фото 5). Наверное, не ошибусь, если скажу, что это наиболее распространенная, а главное — востребованная модель шведских коловоротов на нашем рынке. Но на нем мы не станем подробно останавливаться, т.к. все его позитивные и негативные особенности будут раскрыты в следующем разделе, где речь пойдет о его ближайшем родственнике, коловороте Royal Viking — по рабочим характеристикам они очень схожи.

фото 11Что касается конструктивных особенностей, то от Spiralen наших братовьев отличает в первую очередь идея, заложенная при разработке ножей. Как можно видеть на фото 6, они абсолютно разные. Ножи от ледоруба Mora Expert являются сферическими, что выгодно их отличает. Благодаря оригинальной форме ножей, коловорот хорошо врезается в лед, легко и быстро его проходит, не требуя от рыболова приложения сверхусилий и экономя время.

Бур оснащен качественной фурнитурой, которую мы более подробно разберем в разделе Royal Viking. Удачно складывается, не создавая проблем при транспортировке. К примеру, модель с диаметром 130 мм весит 2,85 кг при общей длине 1,49 м, ее транспортировочная длина — 0,75 м, а глубина бурения — 0,95 м.

фото 12Если из всего вышеперечисленного сделать вывод, то он будет выглядеть примерно так: Mora Expert — бур, который хорошо врезается в лед, быстро выполняет свою работу, и точно так же, как и в ситуации со Spiralen, рыболову не нужно прикладывать сверхусилий.

К недостаткам можно отнести плохую работу по толстому льду. Есть еще один, но он общий для шведских буров, и о нем чуточку позже.

Royal Viking (фото 7) вобрал в себя все положительные стороны Mora Expert: удобные в работе и на ощупь рукоятки (фото 8), надежный стык, включающий в себя удобную фиксирующую гайку-барашек (фото 9), качественное лакокрасочное покрытие и, конечно же, сферические ножи.

К позитивным отличиям Royal Viking от Expert отнесу возможность изменения длины самого бура и, соответственно, глубины бурения. Это — благодаря телескопической штанге, которая фиксируется на нужной высоте удобным фото 13винтом, выполненном в виде "барашка", что очень удобно (фото 10).

Разумеется, модель Royal Viking хороша для использования на водоемах с ощутимым ледяным покровом, каковых в нашей стране предостаточно. Справедливости ради необходимо отметить, что Royal Viking востребован и в ситуациях, когда толщина льда не превышает среднего уровня.

Насколько я знаю, этим коловоротом прекрасно орудуют даже люди, перенесшие травмы спины. Конечно, коловорот потяжелел, но с этим ничего не поделаешь, зато за счет веса сверлить им стало еще чуточку легче, но с переноской и перевозкой вопросы появились.

Теперь — что касается традиционных слабых мест шведских коловоротов. И, как ни странно, этим стали ножи. Нет, поймите правильно — с ними все в порядке, они качественные, и подкопаться, в общем-то, не к чему. Вся проблема — в некоторых особенностях российской подледной рыбалки.

Как Полтава во времена Петра I, на пути триумфального шествия "шведов" встала Рыбинка и Нижняя Волга, да и еще масса водоемов с похожей процедурой ледостава. Не важно, по каким причинам — будь то степной ветер или гигантские волны, поднимающие со дна муть, но на некоторых наших водоемах образовавшийся лед имеет фото 14коричневый оттенок. И ввиду того, что замерзшая вода имеет большое содержание песка — для шведских ножей такой расклад — как серпом по одному месту…

На одной памятной рыбалке ресурс ножей коловорота Expert закончился через 15 минут контакта со льдом Рыбинского водохранилища. И все остальное время обладателю "шведа" пришлось пользоваться стареньким "Ленинградским", который ему любезно предоставил водитель снегохода "Буран", на котором мы имели честь передвигаться. Мало того, по возвращению в деревню мы решили презентовать Expert’a хозяину дома, в котором нас принимали все эти дни. Вы только поймите правильно, мы абсолютно не хотели, чтобы он повторил неудачную попытку просверлить лунку — если уж не лед сверлить, так может в огороде пригодится.

Надо сказать, Сергей, так звали хозяина, отнесся к презенту без малейшего удивления, произнеся: "А, одноразовый",фото 15и открыв дверь сарая, бросил его на пол, где уже лежал пяток разноцветных "шведов". Так уж получилось, что мы оказались далеко не первыми, и, думается — не последними.

Выходит, что хорошо в прозрачных водах озер Карельского перешейка — абсолютно не годится для нашей мутной средне-российской действительности. Тонкие ножи с деликатной режущей кромкой не подходят для условий некоторых регионов.

Только, прошу заметить, я абсолютно не ратую в пользу отечественной продукции, а лишь доношу до вас то, что есть. Вот, прикиньте: на Нижней Волге существуют участочки, где за день рыбалки "съедаются" аж по 3 комплекта ножей к "Ленинградскому" буру, но цена-то этих комплектов несопоставима с ценой ножей для "шведов". А сколько стоит комплект для Mora Expert? Кто не знает, отвечу: приблизительно 500 рублей. А сколько их понадобится для рыбалки на Нижней Волге в озвученных условиях? Лично я на этот вопрос ответить затрудняюсь. Зато комплект оригинальных "ленинградских" ножей не дотягивает до сотни — думаю, высчитать выгоду не составит большого труда.

В продолжение разговора о шведских ножах хотелось бы развеять некоторые слухи. Не берусь точно сказать, кто их спровоцировал, но понять, кому тот или иной выгоден — нетрудно.

фото 16Слух №1. "Невозможно изготовить сферический нож для шведских ледобуров — мол, у него какой-то хитрый угол, недоступный отечественным умельцам".

Это, друзья мои, мягко говоря — не самая достоверная информация. В недрах наших оборонных или бывших оборонных предприятий можно сделать что угодно. На фото 11 мы видим два варианта. Один — так сказать, "родной", другой — был изготовлен отечественными умельцами. По рабочим характеристиками и внешнему виду они мало чем отличаются. Даже твердость по Роквеллу — одинаковая, в районе 60 единиц.

Кстати, о твердости…

Слух №2. "Шведские ножи — не калятся, а цементируются, т.е. у конечного продукта верхний слой твердый, а внутри — "сырой" металл. Соответственно, точить невозможно. Либо возможно, но очень ограниченное количество раз, т.к. фото 17рано или поздно твердый слой сточится".

Как и первый, слух оказался ошибочным. Для его проверки мы взяли ножи от Royal Viking и проверили их твердость. Затем на наждаке сняли некоторое количество металла — и снова "укололи" на твердость (фото 12) -результат тот же. Более того, подвергшийся механической обработке нож был опущен в раствор медного купороса. И, надо сказать, на него это не произвело никакого впечатления.

Вследствие этих несложных испытаний можно сделать вывод: ножи для шведских коловоротов изготавливаются из высококачественной нержавеющей стали и подвергаются полноценной закалке. Так что — точите, сколько хотите. фото 18Если сможете.

Что же до использования в данных ножах нержавеющей стали, то это в высшей степени оправдано — тонкая режущая кромка уязвима как для абразивных частиц, так и для коррозии, которая просто-напросто ее "съест".

Для наших (к отечественным бурам) ножей этот момент не так принципиален — углы заточки другие, да и в случае чего их можно подвести. По мнению специалистов знаменитого на всю страну "Северного завода" в Санкт Петербурге, для изготовления ножей к отечественным бурам вполне достаточно стали марки "65Г". Именно из нее изготавливаются ножи к легендарному "Ленинградскому" буру.

Следующие участники нашего обзора — коловороты под маркой "UR" (фото 13). Буры этой марки являются многократными победителями конкурсов, проводимых зарубежными изданиями, что во многом способствовало их фото 19большой популярности за пределами нашей Родины.

Модельный ряд UR достаточно разнообразен, и, помня о том, что в мире мало чего есть универсального, можно подобрать коловорот под различные условия ловли. Например, складной бур UR 115 мм, весящий 2,5 кг, за счет того, что прекрасно врезается в лед и сравнительно быстро проделывает в нем лунки — прекрасно подойдет для активной рыбалки, связанной с поиском рыбы. К тому ж он компактный: в сложенном состоянии — 0,79 м.

Это, правда, несколько больше, чем у Mora Expert, но об этом забываешь, глядя на глубину возможного бурения: Mora Expert 110 мм способен забуриваться на 0,95м, в то время как UR 115мм преодолевает глубину в 1,13 м. Хорошей работе по толстому льду способствует качественный длинный шнек, проваренный по всей длине витка, и имеющий хорошее лакокрасочное покрытие. А "геометрия" верхней части коловорота такова, что при сверлении рыболов затрачивает минимум усилий. Короче говоря, удачный инструмент, и, видимо, не зря финские рыболовы отдают ему предпочтение.

Но и он не лишен конструктивного недостатка. Связан тот с шарнирным соединением верхней и нижней частей. Нет, с точки зрения надежности все очень даже неплохо (фото 14). А вот с удобством — не ахти: во-первых, фото 20подобный стык собирает воду, которая превращается в лед, и его приходиться каким то образом удалять. А, во-вторых, данную сверхнадежную, без всевозможных люфтов, вибраций и прочего конструкцию на морозе бывает достаточно проблематично разобрать, даже несмотря на удобную фурнитуру. Как говорится — удобство в угоду надежности.

Видимо, под тем же девизом разрабатывалась так называемая "прямая" модель UR (фото 15). Как видите, у этого бура складывается только верхняя часть с рукоятками (фото 1 6). Система такова, что фиксировать ее в обоих положениях можно в считанные секунды.

Но если взглянуть на конструкцию в целом, то большого удобства для транспортировки это не добавляет. Зато с точки зрения надежности и мощности — очень актуально, особенно для крупных ледобуров, предназначенных для работы по толстому льду. Да и стыка нет, а, значит — обмерзать нечему. В остальном "прямая" модель — на уровне со всеми другими коловоротами UR: хорошо покрашен, удобная фурнитура, аккуратная крышка для ножей (фото 17).

фото 21Кстати, о ножах. На всех известных бурах марки UR устанавливаются не ножи, а целый режущий блок, или, как его еще называют — "голова" (фото 18). Именно благодаря ему бур легко врезается в лед и достаточно быстро проделывает там отверстия. Заметьте, режущий блок — это одно целое, начиная от места его крепления непосредственно к шнеку — и до самого конца режущей кромки.

Безусловно, плюсы в такой системе есть, но есть и минусы. Первый — это осложнения с заменой, и дело даже не в том, что сложно открутить одну гайку, а в том, что это слегка дороговато. "Голова", даже отдельно — весьма ценная штука.

Самый экономичный, но не всегда простой способ — точить. Но заточить сферические ножи — не так уж и просто, лично я знаю всего несколько мест, где это можно сделать, и они недоступны рыболову "с улицы", т.к. находятся на территории предприятий, далеких от рыбалки. Правда, не так давно до меня доносился слух о некоем металлоремонте, где с заточкой ножей для UR блестяще справляются. Но где он, и есть ли вообще — утверждать не берусь, возможно, что и есть. Скорее всего, даже не один. Наверное, надо просто походить, поискать, поспрашивать.

Но самый, на мой взгляд, простой способ придания ножам первоначальной остроты предложила компания Normark, которая как раз и занимается поставкой на наш рынок коловоротов под маркой "UR". Идея в том, в магазинах, фото 22партнерах данной компании, вы можете поменять режущий блок от своего коловорота с подсевшей режущей кромкой на точно такой же, только заточенный, и, разумеется, с доплатой. Как видите, было бы желание, а возможностей — предостаточно.

Итак, постепенно мы подошли к продукции наших отечественных предприятий. На фото 19 — ничто иное, как всем хорошо известный "Ленинградский" коловорот, на славу потрудившийся в течение 20 лет. Как вы можете судить по его внешнему виду, трудился он в самых непростых условиях.

Работал как со штатными ножами, так и с увеличенными самоделками. Бурил первый лед, и толстенный ледяной панцирь северных регионов — и, в общем-то, со всем справлялся. С чем-то — хуже, с чем-то -лучше, но то, что он до сих пор жив, говорит о многом. Наверное, благодаря этому многому — "ленинградский" бур и по сей день являетсяфото 23одним из наиболее востребованных у отечественных рыболовов.

Но, как и все на этом свете, данный инструмент не лишен недостатков. Многие из них очевидны, некоторые — проявляются через несколько лет. У коловорота, сверлившего на протяжении 20 лет, все, что могло — уже проявилось, поэтому мне кажется вполне логичным сравнить его узлы и детали с современной продукцией "Северного завода", и, в частности — ООО "Северный штамп" (фото 20). Так как коловороты, производимые именно этой организацией, являются прямыми потомками тех знаменитых "ленинградцев". И это — немаловажный момент, ведь в последнее время появилось достаточно много копий, производимых как в Санкт-Петербурге, так и за его пределами, особенно это касается "титановой" продукции, но об этом — немного позже.

Начнем же мы с очевидного. Как показал визуальный осмотр и некоторые нехитрые измерения, габариты современных аналогов "ленинградского" коловорота не изменились, да и с чего бы это делать: 1,49 м (без учета ножей) — вполне достаточная для рыбалки в средней полосе России. Длина в сложенном состоянии — та же, и равна 0,89 м. Это несколько больше, чем у импортных буров с теми же показателями, но зато его очень удобно переносить. Попросту накинули на плечо — и вперед (фото 21). Масса нового — 2,8 кг; старого — 2,7 кг. Сказались некоторые усовершенствования, о которых речь пойдет ниже. Диаметр — как и прежде, 130 мм. Правда, изменилась форма ножей (фото 22). Кстати говоря, теперь такие же ножи можно купить и диаметром 150 мм. В будущем завод обещался выпустить и модель аналогичного диаметра. Число витков шнека у нового "Ленинградца" вернулось на фото 24прежний, доперестроечный уровень, и теперь составляет 4 витка (фото 23). Почему вернулось? Да потому, что одно время число витков сократилось до трех. Уж не знаю — чем это было вызвано, наверняка — не заботой о рыболовах и стремлением облегчить их экипировку, но хорошо то, что хорошо кончается, 4 витка — оптимальное число для подобных коловоротом, и с любых точек зрения.

Точно так же, как и у ветерана, у нового коловорота шнек проварен не по всей длине, а лишь в некоторых местах, но если взглянуть на очень неплохое состояние старого шнека, прошедшего "огонь и воду", то лично я особой проблемы в этом не вижу.

В отличие от нижней, верхняя часть коловорота слегка изменилась, а если точнее — то образующая ее трубка стала толще (фото 24). И нужно признать — это оправданный шаг, т.к. предыдущий вариант был явно слабоват и гнулся фото 25при повышении нагрузок, связанных с непростыми условиями работы (фото 25).

Если уж мы заговорили о верхней части бура, то стоит упомянуть о рукоятках (фото 26). Лично мне новые нравятся больше, старые были какими-то ненадежными.

Так постепенно мы подошли к традиционно слабому звену коловоротов, и "Ленинградского" — в том числе. Ему постоянно ставили в вину, что его стык разбалтывается, деформируется и так далее. Если взглянуть на стык ветерана, то становится ясным, что с ним все уже случилось — и лучшего наглядного пособия просто не найти. Начнем по порядку и рассмотрим окончания верхней и нижней частей коловорота, переходящие в стык (фото 27). Как видите, на старом коловороте места стыка никак не усилены, а это плохо, учитывая, что они в какой-то мере ослаблены отверстиями под заклепки, которые тоже не есть хорошо, но об этом — позже. На новом же — места стыка усилены втулками, препятствующих деформации под нагрузкой как самих трубок, так и болтов, входящих в состав шарнирного соединения.

фото 26К тому же, принцип действия стыков нового и старого ледобуров — в собранном состоянии существенно отличаются (фото 28). Надеюсь, вы уже поняли — какой из них надежнее. По большому счету, новому даже не нужна прижимная пластина, которая при старом варианте играет едва ли не ключевую роль — на нее выпадает серьезная нагрузка, и она частенько деформируется (фото 29). Еще одним позитивным отличием нового варианта является то, что в его конструкции предусмотрены болты и гайки с пластиковым фиксатором внутри (фото 30). Сами по себе они не раскручиваются, а в случае необходимости их можно подтянуть. Разумеется, с заклепками ничего подобного сделать не удастся, а в том, что они разболтаются, можно не сомневаться.

Крышка, закрывающая ножи, осталась прежней. На коловороте в разобранном состоянии она не держится, а вот в транспортировочном положении — достаточно плотно прижимается — благодаря фиксирующей скобе (фото 31). На старой модели подобная скобочка тоже присутствовала, но при разборке коловорота она снималась полностью. Ее приходилось убирать в карман, и нередко она просто-напросто терялась.фото 27На новых версиях коловорота скоба с одной из сторон закреплена стационарно, что, в общем-то, удобнее.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что "Ленинградский" коловорот по-прежнему вполне заслуженно пользуется популярностью у российских рыболовов. А удачное соотношение "цена-качество" делает его еще и одним из самых покупаемых буров. Технических возможностей "Ленинградского" коловорота вполне достаточно для успешной рыбалки в большинстве регионов России, а та мобильность, с которой в последнее время предприятие готово совершенствовать свою продукцию, настраивает на оптимистический лад относительно ближайшего будущего.

Следующим коловоротом, который мы рассмотрим, будет все тот же "Ленинградец", но только титановый, причем — в нескольких модификациях. И раз уж базовую модель мы рассматривали в обычном варианте, то сразу перейдем к, фото 29так сказать, усовершенствованным моделям. И начнем с телескопического титанового бура, произведенного в Санкт-Петербурге.

В общем-то, он почти такой же: диаметр 130 мм, 4 витка шнека, удобные рукоятки, крышка для ножей и так далее. Но есть несколько серьезных отличий — масса и длина. Небольшая масса — всего 1,65 кг — получилась в результате применения весьма легкого, но дорогостоящего титана. А вот с длиной — не все так просто. Как вы уже, наверное, догадались, у данного коловорота она меняется по мере необходимости при помощи телескопической штанги (фото 32) — по примеру коловорота Royal Viking. Стандартная длина без учета ножей равняется 1,65 м, в раздвинутом состоянии — 1,93 м, при этом глубина бурения — 1,4 м, транспортировочный размер — 0,95 м, и бур так же удобно носить на плече.

фото 28,30Не лишним будет отметить, что завод-изготовитель выпускает еще одну телескопическую модель — с глубиной бурения 1,9 м. Наверное, это актуально в некоторых регионах, но лично я такой лед еще не сверлил, и даже не представляю, как это все выглядит.

Еще одним "титановым выходцем" из Санкт-Петербурга, на котором стоит заострить внимание, является так называемый "трехножевой" бур (фото 33). Его основное отличие и, в то же время, преимущество — наличие сразу трех ножей.

Во-первых, он лучше врезается в лед — как выразился один мой знакомый, "как нож в масло", сверлит достаточно фото 31быстро и, что важно, более мягко, при этом усилий затрачивается намного меньше. Что касается его характеристик, то можно сказать следующее: масса — 1,6 кг, общая длина — 1,68 м, транспортировочная длина — 0,95 м. Легкий, удобный и работоспособный коловорот, со всеми необходимыми и уже описанными атрибутами — ручками, крышками и прочим. Прекрасно подходит для рыбалки на большей части территории России. Работать с ним — одно удовольствие.

И завершая освещать продукцию, так или иначе относящуюся к ФГУП "Северный завод", хочется вернуться к уже было начавшемуся разговору — и заострить внимание на том, что зачастую гордое имя "Ленинградский" фото 32незаслуженно присваивается продукции, не имеющей ничего общего с озвученным выше предприятием. И касается это как обычных, так и титановых буров. К сожалению, эта продукция по качеству и рядом не стояла с оригиналом. Единственное, что их роднит, так то, что изготовили ее в Петербурге или неподалеку от него. В связи с чем совсем не редкость странные случаи: то "титан" почему-то ржавеет, а то и бур в целом неважно справляется со своими обязанностями — может, угол не тот, или еще чего. А если бур не сверлит, то грош цена всем ручкам, стыками, гаечкам и прочему.

Так вот, развивая тему, хочется порекомендовать покупать проверенную продукцию. Что касается стальных буров, то это уже известная нам организация "Северный Штамп", а в производстве титановых буров больше других преуспело ООО "Изделия из титана". Как удостовериться, что это именно то, что нужно — точно не скажу, скорее всего — придется полагаться на честность продавца и правдивость ценников. Или же приобретать продукцию в магазинах официальных представителей. Не возьмусь утверждать, есть ли таковые в вашем городе, а в Москве — это ООО "Унас-К".

Хотите — считайте это рекламой, хотите — дружеским советом, в том числе — и женам рыболовов, не знающим, чем одарить супруга на Новый Год. Но именно в магазинах данной фирмы самые реальные (низкие) цены на все виды фото 33"Ленинградских" коловоротов. Если разыгрывать премию "Самый нежадный магазин", то по части коловоротов она бы досталась магазину под названием "Все на рыбалку" именно этой фирмы.

Кстати, отличная идея с подобной премией. Надо будет к ней вернуться.

Ну, а пока вернемся к нашим бурам.

Еще один достойный представитель отечественных ледобуров — так называемый "Барнаульский" (фото 34), который был так окрещен российскими рыболовами по месту, а точнее — по городу его производства. Выпускается он в вариантах: 100 мм; 130 мм; 150 мм; 180 мм. Надо отметить, что линейка достаточно удачная, каждый из этих диаметров наверняка найдет своих приверженцев.

Если навскидку, то наверное самый востребованный — диаметр 130 мм, и будет вполне логичным, если в этом описании мы приведем данные именно подобного коловорота: диаметр -130 мм, глубина бурения -1 м, общая длина в рабочем положении — 1,57 м, транспортировочный габарит -0,8 м, масса в районе 2,5 кг.

фото 34Коловорот выполнен из качественных материалов, неплохо покрашен, оснащен ножами оригинальной формы (фото 35). Шнек коловорота имеет 4 витка, как и "ленинградский", и точно так же не проварен по все длине, но, как мы выяснили в ситуации с видавшим виды питерским ветераном — если сварка хорошая в принципе, то это абсолютно не проблема.

Если продолжать искать аналогий, то стоит обратить внимание на схожесть рукояток. И, наверное, все — на этом сходство уроженцев Питера и Барнаула заканчиваются, дальше — лишь отличия.

Стык барнаульского бура куда как более внушительных размеров, можно даже сказать — громоздкий (фото 36). На первый взгляд столь грозная конструкция внушает исключительно доверие, но на деле — все не так уж безоблачно. Во всяком случае, мне известно, когда верхняя часть отвалилась от стыка в месте сварки. К сожалению, не знаю об обстоятельствах, при которых это случилось, да это, в общем-то, и не важно, а куда интереснее слова человека, который ее потом приваривал на место. И сетовал он на то, что трубку, являющуюся основой верхней части коловорота, просто приварили к пластине, не посверлив предварительно в ней отверстие соответствующего диаметра. По мнению опытного сварщика, эта недоработка серьезно ослабляет сварные соединения данного коловорота, и я не вижу в этом высказывании ничего, что быфото 35противоречило логике.

Помимо всего прочего, еще слегка смущает то, что стык оснащен обычной, без всяких фиксаторов гаечкой, а она, к сожалению, имеет тенденцию отворачиваться. Конечно, взять ключ на 10 и подтянуть — не проблема, но лишь при условии, что вы это заметили заранее, а если нет….

Также стык Барнаульского коловорота прекрасно собирает воду, которая затем замерзает, превращается в лед и отковырнуть его достаточно проблематично. Придется ждать, пока лед растает в теплом автомобиле. Или отколачивать его черпаком — правда, при таком варианте вы наверняка повредите серебряную краску. И еще один нюанс, который может быть и не столь заметен на первый взгляд, но после нескольких рыбалок с применением этого бура мне показался вполне очевидным. Дело вфото 36то, что, сверля барнаульским буром, я сообразил вдруг, что по принципу работы он очень похож на старые самодельные коловороты, в работе с которыми приходилось задействовать не только руки, но и вес тела. Хотелось бы мне ошибаться, но, похоже, что так оно и есть.

Ну, вот, собственно, и все, что хотелось сказать. Надеюсь, что этот обзор поможет вам определиться с выбором коловорота, исходя из личных потребностей — будь то престиж и дань моде, удобство и практичность или соотношение "цена-качество".

В. Патер

"Спортивное рыболовство № 12 — 2005г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*