О толстом окуне и «железяках»

О толстом окуне и "железяках"

О толстом окуне и "железяках"

Толстый окунь — он же крупный окунь, он же "черный" окунь. Не путать нашего "черного окуня" с большеротым черным окунем из Америки. Наш — это обычный окунь, просто большенный. А весь остальной — мелкий и не интересный. Когда "черный" приходит к берегу, тогда все и начинается…

зимний окуньПервый "черный" окунь начинает ловиться на Ладоге примерно с того момента, когда льда будет уже километров на 5-6. Конечно, до этого момента хороший окунь тоже ловится. Но это — "рыжий" окунь, который проводит у берега большую часть своей жизни. Он тоже может быть крупным, но его скопления не столь значительны, да и жадность у него не возведена в такую степень, как у "черного".

Ну вот, встали первые пяток километров льда — и на них устремились самые изголодавшиеся по "горбачам" рыболовы. Проходит меньше недели, и информация начинает расползаться — "…рыбу нашли в Кобоне, направо к Кареджам…", "…в Шаль-дихе на левый край Зеленца… 4500 от выхода…".

Народу на льду пока еще немного, мормышечников почти нет совсем (они чуток поближе плотвичку "душат" да единичного "белесого" окунька), поэтому особо никто не мешает. "Толпы", гоняющие окуня, не очень большие — человек от 10 до 50. Благо, есть где развернуться. Главное — быть в числе первых. И не надо ловить там, где ловили вчера или позавчера… В этот период окуня надо искать только на свежих местах. Если же мы видим рабочий "пятак", сплошь иссверленный, то тут нас ждут единичные поклевки "белесого" окуня. "Белесый" — это тот окунь, что остается на тех местах, на которых выбили или откуда прогнали "черного". Как мне кажется, это тот же "рыжий", но просто живет поглубже — где вода тут уже не болотно-желтого цвета (как у тростника). Единственное отличие от "рыжего", кроме цвета, — форма тела. "Рыжий" — высокий и короткий, больше похож на озерного. А вот "белесый" — наоборот, формой тела напоминает судака. Да и расцветка у него "судаковая".

Так что, там, где уже половили толстого окунька, нам делать нечего. И не надо утром бежать туда, где вечером еще клевало. Окунь в это время активный — и за ночь он "отскочит" на некоторое расстояние.

Лучшее решение — не доходя до условленной точки метров 500 самостоятельно начинать вести поиск. Бейте луночки метров через 50-100. Долго у них сидеть не надо — рыбка активная, проявляет себя сразу. Сидим не более 2-3 минут. Пока движемся в направлении точки, наблюдаем за братьями-рыболовами. Их много, а вы один. Хотя, надо сказать, что поиском как таковым на водоеме занимается очень мало народа. Обычная же тактика такова: зацепились за "пятно" с единичными поклевками микроокуней — и сидят, ждут, когда кто-нибудь рыбу найдет. Мне же больше по душе не вымучивать единичных рыбок, а двигаться, в надежде самому найти стаю. Удается это редко, но когда-то все же удается… Ну, вот вы сверлите уже тридцатую лунку, а вожделенной "раздачи" все нет и нет. И вдруг видите в километре от вас группу, в которую народ только приходит, но не уходит. И группа эта двигается. И часть народа там ловит стоя… Можно и дальше пытаться найти "свое счастье", но лично я пойду к группе… Пишу я это уже раз в пятый, а то и в десятый. Но, все равно, либо не читает народ, либо просто при виде ловящего человека у рыболова расширяются зрачки, трясутся руки и отключается мозг. Бегут в толпу и сверлятся в самой гуще. И, как нетрудно предсказать — "чупа-чупс". Народ злится… и сверлится еще ближе. Не ходите в толпу, обходите ее по периметру. Хорошо бы, конечно, угадать направление смещения стаи. Помните, что в голове стаи всегда идут наиболее интересные особи, а вот замыкают "процессию" совсем уж микроокуни. Если народа не много, и люди вокруг грамотны — то не сверлитесь слишком часто. Если в этот момент окунь нашел себе еду, то не надо его "шугать" и сбивать с точки. Тихонечко набивайте второй рюкзачок и руками не машите. Ну а если народ вокруг шальной и его много, то чтобы остаться с уловом, надо "бежать впереди паровоза" и снимать пенки. Быстро убегаем, быстро сверлимся, ловим — и бежим дальше. Главное — не подсверливаться к ловящему человеку ближе чем на 15-20 м — все равно без толку. Наблюдайте, наблюдайте, наблюдайте. Не за кивком, даже если он у вас есть. Не смотрите на удочку — смотрите за людьми. Только так вы можете "угадать" направление движения стаи. А поклевку активного "черного" окуня вы почувствуете и без участия зрительных органов.

Между прочим, довольно часто стая вовсе не движется. А движется толпа. Почему? Окунь рассредоточен на большой площади небольшими группами. Обрабатывается "пятак" с рыбой, дальше кто-то отходит в случайном направлении — и натыкается на следующую стайку. Толпа к нему. Народа много, поэтому новый "пятак" обнаруживается быстро. И так далее. Если вы это поняли — то народ вам и не нужен, достаточно просто отойти от "кучи" и самому найти рыбу.

Ну да ладно. Сколько уже можно говорить о тактике? Она хоть и первостепенна в этом деле, но читатель больше любит что-либо о блеснах узнать. Приходишь вечером к машине, делишься впечатлениями. Соседи по "паркингу" живо интересуются (заглянув в корыто с рыбой): "На что? На "железо"? Или "баланс" ставил?". Странный вопрос. Я еще ни разу не сталкивался с ситуацией, когда 20-килограммовый улов можно "сделать" на балансир и нельзя на "трехгранку", или можно поймать на "ромб", но нельзя на "цепочистую" блесну. А посему на такие вопросы отвечаю просто: "Да на разное… все больше пробовал… экспериментировал". А зависит выбор приманки от интенсивности клева и от агрессивности рыбы.

О блеснах можно говорить много, описывая различные вариации форм и размеров, выпуклость и вогнутость плоскостей, размеры крючков и вид их крепления. В каждом случае блесна будет иметь свою неповторимую "игру". В одном из предыдущих номеров "СР" прочел я статью своего близкого друга Володи Габелева про фирменные блесны. В той статье он описал "игру" различных, в том числе — и новых для себя блесен как таковую. Эксперименты проводил в ванне, все мы так с приманками знакомимся. Мне же довелось попробовать практически все описанные Володей блесны (и, конечно, не только их) в реальных условиях — и в моменты бесклевья, и в моменты "раздачи". Могу сразу сказать, что описанная в той статье "игра" некоторыми типами блесен к реальным условиям не очень-то и применима. В основном это относится к одной из чаще всего за последние 3 года используемых мною блесен — Kunin-gatar Linna от Lindroos (он же "самолетик", "крылатка"). Это одна из самых интересных моделей для случая малого количества рыбы. Об "игре" я уже писал в одном из номеров "СР" (в №1 за 2004г., статья "Цепные блесны" — прим.ред.). В этот же раз немного расскажу об одной из самых "ладожских" приманок последних десяти лет.

"Трехгранка"

Одна из популярнейших "ладожских" блесен на протяжении последних десяти лет. В последние годы ее потеснили "ромбы" и "цепочки", но у многих эта модель осталась в арсенале по-прежнему. Форм и размеров у нее может быть масса. "Трехгранки" бывают и с сильновогнутыми гранями, т.е. облегченные, бывают "стандартные" (грани немного вогнуты), а бывают так называемые "беременные". Лет пять назад моим фаворитом была "трехгранка" с сильновогнутыми гранями, но вскоре ее место заняли "цепочки", а для "раздачи" у меня появилась "беременная" — блесна моего друга Сергея Мартынова.

Получив эту модель впервые три года назад, я был немного удивлен ее формой. Мне тогда казалось, что этот кусок железа слишком тяжел, толст и короток, чтобы на него можно было бы нормально ловить в условиях не самого "крутого" жора. Однако… Теперь я ее использую даже в периоды клева с дневным уловом 7- 10 кг — при условии не равномерного "вымучивания", а лишь "снятия пенок" перед толпой. Я не буду приводить точных ее размеров. Если вас интересует конструирование — можете снять пропорции с фото. Сергей делает три типоразмера этих блесен — для различных глубин. К примеру, размер в 7 см позволяет интенсивно ловить даже на глубинах до 10-14 м. Крючки в этих блеснах впаянные. При замене впаянного тройника на подвесной "игра" полностью изменяется, и это получается уже другая приманка — с иными характеристиками и областью применения.

блесна трехгранка

Каждая из модификаций "трехгранки" имеет свою "игру". Однако есть общие принципы. Главный из них — блесна работает на падении, и при этом она должна опускаться горизонтально. Следующий вопрос — следует ли ей вращаться или просто колебаться? Ответить на него не так просто. Мнений на этот счет масса. Моя точка зрения следующая: максимальный эффект по привлечению окуня — это либо вращение, либо высокочастотное колебание приманки. С другой стороны, вращение ведет к перекручиванию лески, что сказывается как на неудобстве ловли, так и на отсутствии состояния покоя у блесны во время паузы. Высокочастотных колебаний у блесны добиться на порядок сложнее, чем вращательного эффекта. Хотя просто колебания, без вращения, проигрывают колебаниям с вращением именно из-за того, что во время паузы блесна находится почти в абсолютном покое. Во время же паузы желательно медленное вращение — не быстрое, но и не полное его отсутствие. А посему самой уловистой будет та блесна, которая либо не очень быстро крутится, либо просто колеблется, но с элементами вращения.

блесна трехгранка

Следующий вопрос — должна ли "трехгранка" отклоняться в сторону при падении? Вообще-то, "трехгранка" в этом вопросе занимает промежуточную позицию между "гвоздиком" и планирующей блесной. То есть, отклонение от вертикали быть должно, но не слишком сильное. В противном случае собрать рыбу такой блесной будет хоть и удобно, а вот ловить ее — не удастся очень быстро и эффективно.

Теперь совет о том, как проверить блесну в домашних условиях. Конечно, ванна не имеет той глубины, которая необходима для работы блесны. Несколько сгладить этот момент поможет более толстая леска — вместо 0,2 мм ставим 0,6 мм. Толстая леска скомпенсирует торможение одного конца блесны за счет своего большего диаметра. При падении приманки не всегда удается зрительно уловить "игру" приманки — вращается она или колеблется. Чтобы понять, что происходит с блесной, одну ее грань покрасьте несмываемым маркером в черный цвет (потом спиртом удалите). Тогда вращение станет хорошо заметно.

Как "играть"? Применительно к конкретному типу блесны, "игра" примерно такова.

  1. Стандартное постукивание по дну.

  2. Подъем на 20 см.

  3. Плавный взмах с амплитудой 30 см с коротеньким убыстрением в конце. В этот момент блесна становится горизонтально.

  4. Резкий сброс. Приманка начинает падать, немного вращаясь, немного колеблясь — и чуток отходить в сторону.

  5. Пауза от 3 до 10 секунд.

  6. Медленный подъем на 10-30 см.

  7. Повтор пункта 3 (плавный взмах…).

При первых поклевках "игра" меняется с точностью до наоборот. То есть, остановив блесну в полуметре над дном (далее — в метре, далее — в полутора метрах), мы делаем паузу, потом взмах, пауза, опускание на 10-30 см, взмах, пауза… При этом взмах делается более короткий, с амплитудой всего 5-10 см, довольно резкий (выводим приманку в горизонтальное положение), после чего хлыст удильника резко сбрасывается на 20-30 см. Эта проводка называется "сброс".

Примерно такая "игра" в большинстве случаев и используется. Иногда данный процесс можно прервать просто плавным медленным поднятием приманки на 30-40 см. А иногда — опускать приманку "скачками": остановка в полутора метрах над дном, резкий сброс без взмаха на 10-15 см, опускание на 10-15 см, сброс…

Следующий вопрос — стоит ли полировать блесну до зеркального блеска? Тут у меня ответ однозначный: для привлечения рыбы — наверное, стоит, но вот для ловли — не нужно совершенно точно. Идеальный цвет — матовое серебро или любой другой, но чистый, без налета и ржавчины. То есть, после полировки (если материал неровный и если не было гальваники) проходим поверхность самой мелкой "наждачкой". Темные поверхности (медь, латунь) можно оставить полированными. Главное — сделать матовой белые блестящие поверхности.

Цвет блесны у меня лично не вызывает особых проблем. "Трех-гранка" позволяет любые сочетания. Чаще всего я использую одну белую (серебро, нейзильбер, мельхиор) грань и две желтые (латунь, золото). Можно в эту комбинацию добавить красную составляющую (медь). Или всю блесну сделать из одного материала (например — из меди), а потом одну или две поверхности посеребрить. Неплохой метод серебрения был описан в декабрьском номере журнала. Однако надо заметить, что смешивание состава в металлической ложке категорически не рекомендуется — мы же не ложку серебрим… Сделать порошок лучше в стеклянной посуде или в пластике.

На этом пока все… поехал в Кобону… на левый край Зеленцов… 5,5 километров от берега, на черном льду, глубина 5,4 м… толстый "черный" окунь. Удачи!

М. Балачевцев

"Спортивное рыболовство № 2 — 2005 г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб"




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*